РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

РЯЗАНОВ Эльдар Ал-др.

РЯЗАНОВ Эльдар Ал-др.

РЯЗАНОВ Эльдар Ал-др. РЯЗАНОВ Эльдар Ал-др. (род 1927) -кинореж., драматург, нар. арт. СССР (1984). В 1950 окончил ВГИК (мастерская Г.М. Козинцева). Начинал работу на Центр. студии док. фильмов (ЦСДФ). Снял док. ф. «Твои книжки» (с З. Фоминой, 1953) и «Остров Сахалин» (с В. Катаняном, 1954). Первый же игровой ф. Р. - муз. комедия-обозрение «Карнавальная ночь» (1956) - имел большой успех. Образ тупого бюрократа-руководителя создал в ф. И. Ильинский. В гл. жен. роли снялась Л. Гурченко (это ее первая роль в кино). И в дальнейшем своем творчестве Р. по преимуществу обращается к кинокомедии. Реж. экспериментирует, используя самые разные жанровые сочетания: он ставит лирич. комедию («Девушка без адреса», 1958), фантастич. эксцентрич. комедию («Человек ниоткуда», 1961), героич. комедию в стихах «Гусарская баллада» (1962, по пьесе А.К. Гладкова «Давным-давно»).

С 1962 Р. работает над сценариями своих ф. вместес Э.В. Брагинским. Р. - приверженец сюжетного кинематографа. В центре каждого его ф. - занимательная история, событийная интрига, фабула, характеры. Комедии Р. социальны, глубоки, проблемны. Они близки к реальному течению жизни, отражают дела и заботы повседн. существования людей. Юмор рождается из жизн. ситуаций, из конкретных характеров. Эксцентрич., насыщенные неожиданными поворотами сюжеты изобилуют достоверными подробностями, точными наблюдениями, психол. тонко разработ. характерами, правдой чел. отношений. Таковы ф. «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968), «Старики-разбойники» (1972), «Ирония судьбы, или С легким паром» (т/ф, 1975), «Служебный роман» (1977), «Гараж» (1980). Мн. ф. Р. по существу трагикомедии. В них Р. довел принцип совмещения разных жанров до максимума: «Вокзал для двоих» (1982) - трагикомедия с элементами детектива и мелодрамы, «Небеса обетованные» (1991) - трагикомедия с примесью фантастики. Ф. Р. полны доброжелательности, сочувствия и любви к людям. Умные, тонкие и во многом новаторские - и по реж., и по операт. иск-ву (а большинство своих лент Р. поставил в содружестве с талантливейшим кинооператором П. Лебешевым) - такие, как «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), «Жестокий романс» (1984), «Забытая мелодия для флейты »(1987) и др., - по праву вошли в золотой фонд отеч. киноискусства.

Соч.: Эти несерьезные, несерьезные фильмы. М., 1977; Неподведенные итоги. М., 1995.

Лит.: Эльдар Рязанов: Сб. М., 1974; Громов Е.С. Комедии и не только комедии: Кинорежиссер Э.Рязанов. М., 1989.