РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из 15 поместных автокефальных церквей, в офиц. списке (диптихе) РПЦ следует после Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской. Появилась на Руси в кон. 10 в., хотя христианизация вост. славян началась задолго до этого времени. По сообщ. летописца, киевский кн. Владимир летом 988 приказал жителям Киева войти в воды Днепра, чтобы византийские священники окрестили их. Этот символич. акт ознаменовал начало крещения Руси. Первонач. РПЦ находилась в сильной зависимости от Византии, являясь одной из митрополий Константинопольского патриархата, назначавшего своих ставленников-греков на рус. святительскую кафедру. В 1051 киевский кн. Ярослав Мудрый сумел добиться поставления на киевскую митрополичью каф. первого рус. архиерея - Илариона. В 10 - 11 вв. в разл. р-нах Киевской Руси образуются епархии с центрами в Новгороде, Ростове, Чернигове, Владимире-Волынском, входившие в единую рус. митрополию.

Во время монг.-тат. ига РПЦ была освобождена от уплаты дани, наделена определ. привилегиями; установлена неприкосновенность церк. владений. В 1299 центр митрополии перемещается во Владимир, а с 1325 таковым становится Москва, вокруг к-рой идет объединение рус. земель. РПЦ способствовала собиранию воен. сил для борьбы с завоевателями, закончившуюся победой Дм. Донского в 1380. Непросто складывалось положение

РПЦ в зап. обл. бывшей Киевской Руси, в 14 в. ставших частью Литовского гос-ва. Принятие вел. князьями Литовскими католичества существенно затруднило норм. жизнь РПЦ на терр. их гос-ва, еще более усложнившуюся после навязанной правосл. населению в 1596 Брестской унии. После заключения Константинопольским патриархом Флорентийской унии с католич. церковью (1439) РПЦ отказалась от подчинения Константинополю, самостоятельно избрав митрополитом Московским и всея Руси Иону (1448). Фактически с этого времени РПЦ начала независимое (автокефальное) существование. В 1551 на Стоглавом соборе в Москве была проведена общерус. церк. реформа. 26 янв. 1589 митрополит Моск. и всея Руси Иов был возведен в патриаршее достоинство; среди правосл. патриархов ему отводилось 5-е место. РПЦ стала автокефальной и юридически.

Серьезный конфликт произошел в церкви при патриархе Никоне, объявившем «священство выше царства». РПЦ разделилась на никониан - сторонников проводимой патриархом церк. реформы и старообрядцев - «раскольников», к-рых на Поместном соборе 1666 - 67 официально предали анафеме (проклятие было снято в 1971).

Окончательно РПЦ была подчинена самодержавию в эпоху Петра I. После смерти в 1700 патриарха Адриана Петр запретил выборы нового «главы» Церкви, вначале создав Монастырский приказ. В 1721 был создан Святейший Правительствующий Синод, к-рый с 1722 возглавлялся обер-прокурором, осуществлявшим надзор над РПЦ. Церковь приобрела по сути статус гос. учреждения - «ведомства православного исповедания». В 1764 Екатерина II провела секуляризацию церк. земель, лишив т. о. РПЦ земельных угодий с жившими на них крестьянами.

В 1817 - 24 функционировало Мин-во духовных дел и нар. просвещения, куда на правах дир. департамента входил обер-прокурор Св. Прав. Синода. В 1867 -69 был ликвидирован наследственный характер службы духовного сословия (передача мест по наследству). В целом в «эпоху великих реформ» имп. Александра II церк. вопрос разрешен не был. В годы первой рус. рев-ции, особенно после Манифеста 17 апр. 1905 «Об укреплении начал веротерпимости», правосл. иерархами предпринимались попытки созыва Собора РПЦ для избрания на нем патриарха и решения многочисл., накопившихся за 200 лет неканонич. управления, вопросов. Большую подготовит. работу провело Особое Предсоборное Присутствие 1906, однако Собор в силу разл. причин так и не был созван вплоть до 1917. В последние годы существования монархии в РПЦ насчитывалось 54174 церкви, 23593 молитв. дома и часовни, 112629 лиц белого (немонашествующего) духовенства, 19128 монахов и монахинь (65501 послушник и послушница), 1025 мон. РПЦ была разделена на 60 с лишним епархий.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Московский Данилов монастырь. Литография. 1857

В 1917 открылся Поместный собор в Москве, на к-ром из трех кандидатов - архиеп. Антоний (Храповицкий), архиеп. Арсений (Стадницкий) и митр. Тихон (Белавин) - 5 (18) нояб. патриархом Московским и всея России жеребьевкой был избран Тихон.

В янв. 1918 СНК публикует декрет об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви, на деле означавший начало конфронтации новой власти с РПЦ. В окт. 1918 в стране развернулась кампания по изъятию из храмов и мон. св. мощей (в течение 2-х лет было произведено 63 вскрытия гробниц); в 1921 сов. власти бездоказательно обвинили церковь в нежелании помогать голодающим Поволжья и саботаже связанных с этим пост. Сов. пр-ва; в 1922 состоялся т. н. «процесс митрополита Петроградского Вениамина»; допрашивался в качестве свидетеля по делу о «церковных ценностях», а затем был взят под домашний арест патриарх Тихон. В 1920 - 30 РПЦ пережила и т. н. «обновленческий раскол», активно поддерживавшийся органами ОГПУ (НКВД). 16 июля 1927 появилась Декларация патриаршего местоблюстителя митрополита (с 1943 - патриарха) Сергия (Страгородского), призывавшая верующих быть верными и лояльными по отношению к сов. власти гражданами. Декларация была неоднозначно встречена в церк. кругах и привела к созданию т.н. «катакомбной» церкви на терр. СССР и дальнейшему обострению отношений с зарубежной частью РПЦ.

В годы Вел. Отеч. войны РПЦ получила возможность участвовать в общей борьбе с врагом. После встречи митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) с И.В. Сталиным началось более нормальное функционирование РПЦ; в 1943 был избран патриарх. После войны в 1946 состоялся «Львовский собор», на к-ром под нажимом властей униатская церковь была «воссоединена» с РПЦ. С 1945 по 1970 патриархом Московским и всея Руси являлся Алексий I (Симанский); с 1971 по 1990 патриаршую каф. возглавлял Пимен (Извеков). 7 июня 1990 Собор РПЦ избрал патриархом Московским и всея Руси митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия II (Ридигера). Начиная с 1988 отношение офиц. властей к РПЦ постепенно изменялось, начался отход от гос. политики воинств. атеизма, РПЦ стала получать в свое ведение храмы и монастыри. К 1991 в РПЦ насчитывалось 10267 приходов, 108 мон., расположенных в 81 епархии. За прошедшие после распада СССР годы число действующих церквей и монастырей в России существенно выросло, увеличилась и численность епархий. Свои кадры РПЦ готовит в трех духовных академиях (Сергиев Посад, Московской обл.; Петерб. и Киев) и восьми духовных семинариях (Пе-тсрб., Сергиев Посад, Одесса; Киев и др.). Изд. «Журнал Московской Патриархии», «Московский церковный вестник», «Богословские труды». Изменилось и правовое положение РПЦ (до принятия в кон. 1990 закона «О свободе совести и религиозных организациях» РПЦ жила по дискриминационному закону 1929, к-рый отказывал религиозным организациям в праве юридического лица). С 26 сент. 1997 в РФ действует новый закон о свободе совести. РПЦ принимает активное участие в экуменич. движении , а также в полит. и обществ. жизни совр. России.