РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

РУСКА Луиджи (Алоизий Ив.)

РУСКА Луиджи (Алоизий Ив.)

РУСКА Луиджи (Алоизий Ив.) РУСКА Луиджи (Алоизий Ив.) (1762-1822) - архитектор, швейц., приехал в С.-Петербург в 1783 и поступил на службу - кам. дел мастером в Придворное ведомство, где в теч. 20 лет работал под рук. Дж. Кваренги, В. Бренна и Ф. Волкова на стр-ве крупнейших петерб. построек того времени - Эрмитажного т-ра, Исаакиевской ц., Михайловского замка, Мор. кадетского корпуса. Ему поручалась гл. обр. отделка интерьеров. В 1790-х гг. начал работать по частным заказам и построил неск. домов, в частности особняк Мятлевых - изумительный образец итал. виллы с украшенными скульптурой портиками и обширным садом, обнес. высокой глухой оградой, по верху к-рой он расставил мраморные бюсты. В 1802, после отъезда В. Бренны, стал придворным арх. Он строит дом ордена иезуитов на углу Екатерининского канала и Итальянской улицы (1801- 04), портик Перинного ряда на Невском проспекте (1806), дом «с четырьмя колоннадами» на углу Садовой и Итальянской улиц (1809 - 11), комплексы казарм Кавалергардского (1803 - 05) и Гренадерского (1805 - 08) полков. Р. как общепризн. мастеру интерьера поручалась перестройка и отделка заново помещений в крупнейших дворцах столицы - Таврическом (1801-02), Аничковом (1809-11), Зимнем (1801-16), Стрельнинском (1804). Помимо С. -Петербурга, по проектам Р. строились комплекс казарм Астраханского полка в Москве (1807 - 09), соборы в Симферополе, Гомеле, Ревеле, Гостиный двор в Киеве, церковь в Преображенском мон. в Саратове, застраивался центр основанного в 1804 Новочеркасска.

В России Р. прожил 35 лет. Его последней значительной работой в С.-Петербурге была постройка ц. «Всех скорбящих» Кавалергардского полка (1817-18). В 1818 по собственному прошению он был уволен в отставку в чине статского советника и навсегда покинул Россию. Созданные Р. комплексы зданий и постройки различного назначения, а также идеи, заложенные в его проектах, сыграли важную роль в формировании ансамблевой застройки столицы и подготовили появление блестящих ансамблей К. Росси.