РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
А.Г. Рубинштейн. Худ. И.Е. Репин. 1881
Вернувшись в Петерб., Р. получил должность «заведующего музыкой» при дворе вел. кн. Елены Павловны. К этому времени им была написана серия фп. пьес и опера «Дмитрий Донской» (1852). В 1859 при содействии друзей и под покровительством вел. княгини он основал Рус. муз. об-во, а в 1862 - Муз. школу, впоследствии назв. Петербург. конс. (первой в России). Назначенный дир. консерватории, Р. пожелал держать экзамен на диплом своб. художника и первым получил такой диплом.
В 1867, оставив консерваторию, Р. полностью отдался концертной деят-ности и соч. собств. музыки. Особенно блестящим успехом сопровождалась гастрольная поездка и Америку (1872), закрепившая его славу как одного из величайших пианистов мира. До 1887 жил то за границей, то в России. Концерты 1885 - 86, данные Р. в Петербурге, Москве и зап.-европ. столицах, современники назвали историческими. В 1887 - 91 Р. снова дир. Петерб. конс., ее проф. и дирижер. В этот период он выступает с публ. лекциями (изд. по записям С. Кавос-Дехтеревой и Ц. Кюи), организует общедоступные концерты.
Творческое наследие Р. обширно и разнообразно: 50 произв. для фп., 13 опер («Фераморс» - 1863; «Демон» - 1875; «Нерон» - 1879; «Купец Калашников» - 1880 и др.), 4 духовные оперы ( « Потерянный рай», «Вавилонская башня», «Моисей», «Христос») и библейская сцена в пяти картинах «Суламит», 6 симфоний, камерные произв. (среди них - «Перс. песни») и пр. Опера «Демон» и по сей день входит в основной репертуар отеч. муз. театров. Либретто по знаменитой поэме М. Лермонтова написал изв. иссл. творчества поэта II. Висковатов. Текст этого автора - более чем скромных поэтических достоинств. Это, однако, компенсируется использованием лермонтовских текстов и музыкой, принадлежащей к лучшим образцам рус. оперной лирики. Первая постановка - в Мариинском т-ре 13 янв. 1875, под упр. Э. Направника. Среди исполнителей заглавной партии - П. Хохлов, Ф. Шаляпин, Г. Бакланов, Т. Руффо, Г. Отс, Д. Гнатюк, Б. Штоколов. Самым выдающимся исполнителем теноровой партии (Синодала) был Л. Собинов.
Лит.: Баренбойм Л. А. А.Г. Рубинштейн. Т. 1-2. Л., 1957-62.