РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Жен. Р. шили цельными (проходница, дадольная, исцельница, суцельная) или составными из двух частей (нижняя - полустанок, стан, станушка, верхняя - рукава, воротушка, станушка). Для цельных Р. употребляли преимущ. домотканый мат-л. В 19 в. цельные Р. - это в осн. обрядовые (свадебные, смертные, праздничные, иногда в таких рубахах косили или жали). Будничные Р., составл. из 2-х частей, чаще шили из разных тканей: верхнюю часть, до пояса, - из более тонкой, иногда покупной материи; нижнюю - из более грубой, домотканой. Праздничные и особенно обрядовые Р. украшали вышивкой, тканым узором, кумачом. Р., где вышивка размещалась по плечевым вставкам, называлась «мышница», где вышивка шла по рукавам, называлась порукав-ной. Р.-подольница отличалась шир. вышивкой но подолу. У Р. без воротника ворот собирался в мелкие сборки и обшивался сверху узкой полоской ткани. Такие Р. назывались «рус. Р.». Р. с воротником наз. «польские». Рус. Р. с отложным воротником встречалась редко. По крою рукава были прямые, с ластовицами и без них; суживающиеся к кисти, с клиньями; пышные, собр. в сборку - более поздняя форма. В старинных Р. рукава с клиньями нередко шили длиннее рук. Р.-долгорукавки были широко распространены и сохранились до конца 19 в. в праздн. и свад. одежде. Женщины носили подпоясанные Р. На юге России Р. носили с пазухой - большим напуском, выдернутым из-за пояса или поневы и спускавшимся ниже талии, причем подол Р. поднимался до колен.
С Р. связывались мн. представления и верования. Считалось, что она не только оберегала от невидимых, воображаемых бед, но и отождествлялась с самим человеком, а в определ. ситуациях могла и заменять его. Изв. примеры использов. Р. больного для его исцеления, или, напротив, через одежду могли нанести «порчу», болезнь ее владельцу. Разорвать Р. от ворота до подола или сжечь в костре - значило вылечить больного. Свою Р. нельзя было продать. Это означало продать свое счастье, удачу. Крестьянин никогда не отдавал свою Р. нищим, так как через Р. могли причинить вред ее бывшему владельцу. Если ребенок рождался в «сорочке», «рубашке» - это значило, что он уже наделен счастливой долей. Родившегося ребенка на неск. минут завертывали в старую Р. отца (мальчика) или в Р. матери (девочку). Одежда родителей, особенно отца, охраняла новорожд., с Р. передавались положит. качества родных, доля, возможность дожить до зрелого возраста, до старости. Пеленки и свивальник для новорожд. также делались из понош. старых Р. родителей. Первую Р. и пояс надевали после обряда крещения. Часто в кач-ве крестильной пеленки использовали свад. Р. отца или даже деда. В нек-рых р-нах России в нач. 20 в. крестильную пеленку продолжали шить в виде муж. Р. Все следующие этапы взросления были отмечены новой Р. и поясом. Во мн. традициях совершеннолетие девушки было отмечено тем, что она уже сама себе шила Р.