РОТАРИ Пьетро (1707-62) - итал. живописец и гравер, ученик А.
Балестра, Ф. Тревизани и Ф. Солимена, граф; работал в Италии (до 1750),
в Вене при дворе Марии-Терезии (1750 - 54), в Дрездене при дворе Августа
III (1754 - 56) и в Санкт-Петербурге (1756 - 62) - в портретном и ист.
жанрах. В Вене и в Дрездене он начал серию, живописующую лица девушек и
юношей, с выражением на них чувств и состояний души, к-рую продолжил в
России. Персонажи Р. - это как бы действующие персонажи спектаклей в домашних
т-рах вельмож, старательные в изображении определ. чувства, но не способные
донести это чувство до зрителя, к-рому худож. дает возможность наслаждаться
изысканными цветовыми сочетаниями и красивыми лицами, не вызывающими, однако,
сопереживания. Размещение их (числом до неск. сотен) в шпалерной развеске
«Кабинета мод и граций» в Большом Петергофском дворце обнаружило преим.
декор. достоинства этой серии. «Головки» Ротари - уникальное явление, один
из самых ярких примеров рококо в европ. живописи сер. 18 в. Сохранились
три больших собрания такого рода картин - в Большом Петергофском дворце,
в Китайском дворце в Ораниенбауме и во дворце в Архангельском. Совр. высоко
ценили Р. как портретиста; по их мнению, его работы являли собой редкое
сочетание тщательно выписанных деталей и неподдельной экспрессии. Сохранившиеся
портреты А.А. Голицыной, арх. Ф. Растрелли, автопортреты подтверждают справедливость
этого мнения.