РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Самое известное среди осуществл. проектов Р. - императорская охотничья резиденция, построенная в 1889 - 94 по заказу Александра III в Беловежской Пуще. Дворец представлял собой замок с двумя высокими башнями и расположением частей единого здания на разных уровнях. Фасады были облицованы полосками кирпича разных тонов; в интерьерах применены высокие деревянные панели с полочками, декорированные тонкопрофилир. резьбой, выжиганием, полосками керам. плиток. Потолки расчленены мощными деревянными балками и иногда декорированы в кессонах (углублениях) теми же материалами, что и обивка стен выше панелей. Отделку комнат дополняли керамич. печи, облицов. изразцами разнообр. форм и рисунков. Близкие мотивы присутствуют и во дворце вел. кн. Ксении Александровны и вел. кн. Александра Михайловича (1894) в Петерб. В одной из комнат потолки декорированы полосками с изображением ветвей и фруктов, выжженными и раскрашенными акварелью; так же оформлены ее двери и орнаментальным декором в той же технике - балки потолка; на одной из панелей есть подпись художника (Ясинского). В другой комнате - фриз из плетеной мадагаскарской соломки, расписанной хризантемами и букетами цветов в голубых бантах. Ванная комната с бассейном, устроенная в 1895 в Беловежском замке, была повторена в 1896 на половине Николая II в Александровском дворце Царского Села.
Беловежский замок был хорошо известен современникам, повторения и вариации его отделки свидетельствуют о высокой оценке работ Р. К сожалению, замок не сохранился. Интерьеры Ксениинского дворца долгое время оставались неизвестны историкам иск-ва и открыты Е.И. Жерихиной и В.Н. Яранцевым как художественный пам. только в 1995. Работы Р. отличаются применением уникальных декоративных материалов и приемов ручной худож. обработки, напоминающих иск-во Дальнего Востока и европ. старину. Они заполняют возникший провал в эволюции иск-ва и позволяют отнести рождение нового стиля к концу 1880-х гг. - на 10 лет раньше традиционной датировки. Творчество Р. по сути открывает собой эпоху модерна в рус. архитектуре.
Лит.: Архитекторы Николай и Константин де Рошфор: Новые материалы из архивов Парижа и Петербурга: Междунар. благотворительная выставка. СПб., 1995; Жерихина Е.И., Яранцев В.Н. Забытый дворец // Санкт-Петербургский университет. 1996. № 2; Жерихина Е.И., Яранцев В.Н. Протомодерн в России // Штакен-шнейдеровские чтения: Тез. докл. науч. конф. Петергоф, 1998.