РОМАНС - жанр камерной вокальной музыки для голоса с инструментальным
сопровождением (фп., гитары, арфы и др.). Термин «Р.» возник в Испании
и первоначально означал светскую песню на исп. яз., в отличие от церк.
песнопений, исполнявшихся на латыни. Из Испании Р., как лит. жанр, перешел
в поэзию др. стран и стал обозначать жанр лирич. стихотв., предназначенного
для пения, а также жанр вокальной музыки. Большую популярность этот жанр
приобрел в 18 в. во Франции. В России Р. первонач. называли вокальные произв.,
написанные на франц. текст (рус. композиторами в т. ч.), тогда как вокальные
произв. на рус. яз. назывались «российскими песнями». Укоренение Р. на
рус. почве в кон. 18 - нач. 19 в. тесно связано с распространением сентиментализма.
Особую популярность в этот период приобретает жанр Р.-элегии, наиболее
ярко отразивший настроения культуры рус. сентиментализма. В рус. Р. с начала
его возникновения сочетались две линии европ. сентиментализма - «мещанская»
и «аристократическая», бытовая городская, провинциально-усадебная и столичная
(творчество Ф.М. Дубянского, А. Д. Жилина, ранние произведения А.А. Алябьева).
Две линии рус. Р. развивались параллельно на протяжении всего 19 в., представленные,
с одной стороны, рассчитанным на певцов-любителей бытовым Р. и, с другой,
композиторской вокальной классикой, предназначенной для исполнителей-профессионалов.
Эти две области жанра Р. постоянно взаимодействовали. Этим обусловлены
неоспоримые художеств. достоинства бытовых Р. А.Л. Гурилева, П.П. Булахова
и др. Р. стал одним из ведущих жанров романтич. ветви рус. музыки 19 в.,
представленной сочинениями М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.А. Балакирева,
А.П. Бородина, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова,
С.В. Рахманинова и др. Романтич. характер поэтики Р. отличает его от другого
распространенного жанра камерно-вокальной музыки - песни. Границы этих
жанров особенно отчетливы в творчестве Даргомыжского, Бородина, Мусоргского,
где оба жанра сосуществуют. Различие заключается в выборе текстов, в их
образно-эмоциональном строе, в характере стихосложения и, соответственно,
в муз. стилистике. Сфера Р. - внутренний мир человека, эмоциональное богатство,
противоречивость и сложность его души. Поэтическая основа Р. - лирическое
стихотв. Песня же тяготела, с одной стороны, к фольклорной тематике, с
другой - к обобщениям явлений социальной действительности. Интонационный
строй рус. Р. 19 в. - при всем индивидуальном своеобразии композиторских
стилей - опирался в целом на широкий круг общелирических и декламационных
интонаций и на танцевальные ритмы европ. музыки того времени. При всем
многообразии музыкально-поэтического строя рус. Р. 19 в. прослеживаются
сквозные линии его развития на протяжении всего столетия. Любовная лирика
- центральная линия, ее гл. тема - любовь как сильное и светлое чувство
(Глинка «Я помню чудное мгновенье», Чайковский «День ли царит»). Ее трагическая
антитеза - мотив несостоявшегося счастья, одиночества (Чайковский «Снова,
как прежде, один»). Др. линия рус. Р. - созерцательная, к к-рой относятся
и пейзажная лирика, и жанр «восточного романса», и миниатюры, запечатлевшие
мгновения красоты (Даргомыжский «Вертоград», Рахманинов «Островок», «Сирень»).
Начиная с Глинки и Даргомыжского, формируется еще одна устойчивая жанровая
ветвь - медитативная элегия (Даргомыжский «И скучно, и грустно», Рахманинов
«Вчера мы встретились»). Традиционная линия рус. Р. - антологическая лирика,
основными направлениями к-рой являются пламенная лирика застолий (Глинка
«Кубок янтарный») и созерцательная картинная лирика (Даргомыжский «Юноша
и дева», Кюи «Царскосельская статуя», Рахманинов «Муза»). Общий кризис
романтизма в начале 20 в. предопределил и значит. изменения в жанре Р.
Само название Р. используется уже реже. Появляется, в частности, новый
жанр «стихотворения с музыкой», более соответствующий новой эстетической
реальности. В сер. 20 в. вновь актуализируется жанр песни.
Лит.: Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс 19 в.
М., 1956; Она же. Романтическая песня 19 в. М., 1966; Русская поэзия в
отечественной музыке (до 1917 г.). Вып. 1-2. М., 1966-69.