РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

РОМАНС

РОМАНС

РОМАНС РОМАНС - жанр камерной вокальной музыки для голоса с инструментальным сопровождением (фп., гитары, арфы и др.). Термин «Р.» возник в Испании и первоначально означал светскую песню на исп. яз., в отличие от церк. песнопений, исполнявшихся на латыни. Из Испании Р., как лит. жанр, перешел в поэзию др. стран и стал обозначать жанр лирич. стихотв., предназначенного для пения, а также жанр вокальной музыки. Большую популярность этот жанр приобрел в 18 в. во Франции. В России Р. первонач. называли вокальные произв., написанные на франц. текст (рус. композиторами в т. ч.), тогда как вокальные произв. на рус. яз. назывались «российскими песнями». Укоренение Р. на рус. почве в кон. 18 - нач. 19 в. тесно связано с распространением сентиментализма. Особую популярность в этот период приобретает жанр Р.-элегии, наиболее ярко отразивший настроения культуры рус. сентиментализма. В рус. Р. с начала его возникновения сочетались две линии европ. сентиментализма - «мещанская» и «аристократическая», бытовая городская, провинциально-усадебная и столичная (творчество Ф.М. Дубянского, А. Д. Жилина, ранние произведения А.А. Алябьева). Две линии рус. Р. развивались параллельно на протяжении всего 19 в., представленные, с одной стороны, рассчитанным на певцов-любителей бытовым Р. и, с другой, композиторской вокальной классикой, предназначенной для исполнителей-профессионалов. Эти две области жанра Р. постоянно взаимодействовали. Этим обусловлены неоспоримые художеств. достоинства бытовых Р. А.Л. Гурилева, П.П. Булахова и др. Р. стал одним из ведущих жанров романтич. ветви рус. музыки 19 в., представленной сочинениями М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.А. Балакирева, А.П. Бородина, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова и др. Романтич. характер поэтики Р. отличает его от другого распространенного жанра камерно-вокальной музыки - песни. Границы этих жанров особенно отчетливы в творчестве Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, где оба жанра сосуществуют. Различие заключается в выборе текстов, в их образно-эмоциональном строе, в характере стихосложения и, соответственно, в муз. стилистике. Сфера Р. - внутренний мир человека, эмоциональное богатство, противоречивость и сложность его души. Поэтическая основа Р. - лирическое стихотв. Песня же тяготела, с одной стороны, к фольклорной тематике, с другой - к обобщениям явлений социальной действительности. Интонационный строй рус. Р. 19 в. - при всем индивидуальном своеобразии композиторских стилей - опирался в целом на широкий круг общелирических и декламационных интонаций и на танцевальные ритмы европ. музыки того времени. При всем многообразии музыкально-поэтического строя рус. Р. 19 в. прослеживаются сквозные линии его развития на протяжении всего столетия. Любовная лирика - центральная линия, ее гл. тема - любовь как сильное и светлое чувство (Глинка «Я помню чудное мгновенье», Чайковский «День ли царит»). Ее трагическая антитеза - мотив несостоявшегося счастья, одиночества (Чайковский «Снова, как прежде, один»). Др. линия рус. Р. - созерцательная, к к-рой относятся и пейзажная лирика, и жанр «восточного романса», и миниатюры, запечатлевшие мгновения красоты (Даргомыжский «Вертоград», Рахманинов «Островок», «Сирень»). Начиная с Глинки и Даргомыжского, формируется еще одна устойчивая жанровая ветвь - медитативная элегия (Даргомыжский «И скучно, и грустно», Рахманинов «Вчера мы встретились»). Традиционная линия рус. Р. - антологическая лирика, основными направлениями к-рой являются пламенная лирика застолий (Глинка «Кубок янтарный») и созерцательная картинная лирика (Даргомыжский «Юноша и дева», Кюи «Царскосельская статуя», Рахманинов «Муза»). Общий кризис романтизма в начале 20 в. предопределил и значит. изменения в жанре Р. Само название Р. используется уже реже. Появляется, в частности, новый жанр «стихотворения с музыкой», более соответствующий новой эстетической реальности. В сер. 20 в. вновь актуализируется жанр песни.

Лит.: Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс 19 в. М., 1956; Она же. Романтическая песня 19 в. М., 1966; Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 г.). Вып. 1-2. М., 1966-69.