РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

РОК-МУЗЫКА (В СССР)

РОК-МУЗЫКА (В СССР)

РОК-МУЗЫКА (В СССР) РОК-МУЗЫКА (В СССР) - многогранное эстетическое, культурное и социальное явление, объединявшее представителей молодежной субкультуры и игравшее, начиная с рубежа 1970 - 80-х гг. заметную роль в формировании системы ценностей и муз. вкусов значит. части молодежи Ленинг., Москвы, Свердловска и ряда др. городов СССР. Деят-ность рок-музыкантов довольно длит. время не была ассимилирована сов. массовой культурой, но в годы перестройки получила гранд. размах и массовый отклик (в частности, в виде т. н. «неформальных объединений молодежи» и зародившегося тогда ин-та «фанатства»).

Историю Р-М. в СССР можно разделить на четыре периода. Проникновение записей зап. Р-М. вкупе с худож. самодеят-ностью студентов из соц. стран привело к появлению в нач. - сер. 60-х гг. в Москве, Эстонии и Ленинграде групп, исполнявших рок-стандарты на англ. языке. В самом кон. 60-х гг. образуются первые самодеят. ансамбли, исполняющие песни на рус. яз. («Санкт-Петербургъ» В. Рекшана, «Скоморохи» А. Градского и др.), тем самым знаменуя начало второго периода - уже собств. сов. Р-М.

В 1970-х гг. офиц. сов. эстрада пытается воспринять нек-рые муз. формы Р-М., и при гос. концертных орг-циях учреждаются вокально-инструм. ансамбли (ВИА), призванные нести сов. человеку песни, современные по форме (в республиках - с национальным уклоном, напр., белорус. «Песняры»), но вполне традиц. по содержанию; Д. Тухманов сочиняет альбом «По волне моей памяти» (1976), А. Рыбников - рок-оперы. Тем временем рок-музыканты устраивают полулегальные концерты, выступают на танцплощадках, иногда в вузовских клубах. Начиная с Тбилисского рок-фестиваля 1980 - и здесь, вероятно, начало третьего периода - в тактике властей начинает прослеживаться новая линия («удушение в объятиях»), в результате чего достигнут компромисс: созданные с санкции КГБ и ЦК ВЛКСМ рок-клубы позволяли контролировать деят-ность музыкантов, но давали им нек-рые (весьма ограниченные) возможности для выступлений. Последний период в развитии Р-М. в СССР можно отсчитывать от символ. события: в 1986 в США вышел альбом «Красная Волна» с записями «Аквариума», «Алисы», «Кино» и «Странных игр». Либерализация режима вызывает всплеск концертной, фестивальной и киносъемочной активности Р-М., а также деят-ности по изд. на пластинках отеч. и зарубеж. рок-классики. В это же время рок-журналистика, до тех пор почти исключительно «самиздатовская» (наиб. известные издания - ленингр. ж. «Рокси» и моск. «Урлайт»), обживается в мас. изданиях («Ровесник», «Аврора», комс. газеты).

С нач. 1990-х гг. нарастает тенд. к коммерциализации Р-М., начинает складываться инфраструктура шоу-бизнеса; альтернативная же Р-М. находит свою нишу в небольших клубах.

Притягательность Р-М. как масс. способа творч. самовыражения связана с тем, что отд. ее разновидности не требуют от исполнителя почти ничего в дополнение к сильнейшему желанию проявить себя. В этом отношении бытование Р-М. в СССР, в т. ч. способ ее распростр. посредством любит. магнитоф. записей, сопоставимо с бытованием самодеят. (бардовской) песни 60-х гг., с тем существенным различием, что контркультурный заряд в Р-М. был несравненно очевиднее и интенсивнее проявлялся; особый вопрос - их антагонизм и степень преемственности, несомненная в текстах большинства песен на раннем этапе развития рус. рок-поэзии (романтический антураж и иносказания), но в целом выходящая на поверхность лишь в исключит. случаях (вроде баллад рок-барда А. Башлачева, стилистически восход. к В. Высоцкому, и творч. таких маргин. коллективов, как «Тамбурин» и «Последний шанс»). В зрелых образцах жанра (напр., М. Науменко, Б. Гребенщиков) рок-поэзия выступает как самостоят. система поэт. форм со своими закономерностями, самобытность к-рых обусловлена, в частности, необходимостью распевания или рецитации текста; хорошие трад. стихи, как правило, слишком нагружены смыслом и звуком, чтобы не растерять всего этого в сочетании с музыкой - вот почему первое побужд. рок-музыканта - заглянуть в стихотв. сб. - оканчивалось неудачей; впрочем, том «Западноевропейская поэзия XX века» из «Библиотеки всемирной литературы» прямо или косвенно повлиял на рус. рок-поэзию меньше, чем тексты зап. Р-М., но больше, чем поэзия клубов самодеятельной песни (КСП), в 1980-е гг. служившая для Р-М. отрицательным образцом. Развитие рок-поэзии во многом сдерживалось одним внешним обст-твом: специф. средство эстетич. воздействия Р-М. - мощный звук, воспринимаемый не только ухом, но и телом, - при отсутствии должных технических средств реализуется лишь за счет разборчивости текста.

Изучение Р-М. в СССР представляет, помимо собственно музыковед. и сугубо социологического, значит. культурологич. интерес - как восприятие сов. культурой эл-тов др. культур и как прямое взаимодействие с зап. культурой (напр., логотип «Алисы», придуманный Энди Уорхолом). Рассмотрение пересечений в пространстве рок-культуры представителей разл. муз. направлений и разных иск-в позволяет проследить генезис ряда ее новых эстетич. форм.