РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Ген. Ник. (род. 1931) - дирижер. Окончил Моск.
конс. по кл. фп. у Л.Н. Оборина и дирижирования у отца (1954). В 1951-60
дирижер, в 1965 - 70 гл. дирижер Большого т-ра, в 1961-74 худ. рук. и гл.
дирижер Большого симфонич. оркестра Всесоюзного радио и телевидения, в
1974 - 85 гл. дирижер Моск. камерного муз. т-ра, в 1974 - 77 гл. дирижер
Стокгольмской филармонии, с 1978 - гл. дирижер оркестра Би-Би-Си в Лондоне.
С 1982 - рук. симфонич. оркестра Мин. культуры СССР. С 1976 - проф. Моск.
конс. В 2000 назначен гл. дирижером Большого т-ра. Интересы Р.-дирижера
сосредоточены гл. образом на совр. музыке и мало исполняемой классической.
В репертуаре Р. - редко исполняемые соч. С.С. Прокофьева, в т. ч. 2-я,
3-я, 4-я симфонии. На основе музыки Прокофьева к пушкинским спектаклям
создал сюиту «Пушкиниана». Р. возобновил исполнение 2-й и 3-й симфоний
Д. Д. Шостаковича, исполнил его неоконченные сценич. произв. («Игроки»
и «Большая молния»), составил сюиту из музыки к к/ф «Новый Вавилон», пропагандировал
музыку И.Ф. Стравинского и исполнил впервые ряд его новых соч., поставил
в Камерном муз. т-ре оперу «Похождение повесы». Ознакомил отечеств. аудиторию
со мн. редко исполняемыми произв. М. Равеля, Б. Бартока, П. Хиндемита,
А. Шенберга, Б. Мартину, Ф. Пуленка и др. зап. авторов. Дирижерскому иск-ву
Р. свойственны ясность, масштабность замысла, рационализм и конструктивизм,
ему чужда романтическая трактовка. Р. создал новую просветительскую форму
симфонич. концерта, предваряемого его вступительным словом, являющегося
неотъемлемой составной частью исполнения. Нар. арт. СССР (1976). Лауреат
Ленинской премии (1970). Герой соц. труда (1990). Поч. чл. Шведской королевской
академии. Обладатель многочисл. премий и дипломов за запись музыки Прокофьева.
Соч.: Дирижерская аппликатура. М., 1974; Мысли о музыке. М.,
1975; Преамбулы. М., 1989.