РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Беременность вообще старались скрыть от сглаза, особенно же скрывались близкие роды (то, что называется «на сносях»). Мотивировка такого утаивания: роды будут тем тяжелее, чем больше народу будет знать их точное время. Особенно скрывали беременность от девиц и старых дев, а женщины, имевшие детей, наоборот, могли помогать повитухе, если такая помощь допускалась локальной традицией и (или) требовалась по обстоятельствам. Считалось, что участие в такой помощи пожилых женщин, имеющих детей, положительно влияет на исход родов и на дальнейшую судьбу ребенка. Точно так же беременная еще до родов пыталась войти в тот или иной контакт с женщиной, у к-рой рождались мальчики (покумиться с ее семьей, надеть ее сорочку, посидеть на месте, где она сидела и т. п.).
Утаивание могло привести к тому, что роды начинались в поле, во время работы (существует белорусск. термин «житнички» - дети, рожденные во время жатвы); если женщина рожала не в первый раз, она могла и в обычном случае не сразу позвать повитуху; в этом же случае она сама зубами перегрызала пуповину и перевязывала ее своими волосами (повитуха добавляла к ним волосы отца и волокна льна, иногда перевязывала только льном, волокном женской особи конопли, суровой ниткой). Пуповину могли перерезать или перегрызть (последнее считалось средством против грыжи у ребенка); перерезали же пуповину обычно на предмете, знаменующем будущие занятия ребенка: мальчика - на топоре, девочку - на веретене или прялке. Роды, как правило, происходили в нежилом помещении: либо в бане, либо в клети, хлеву, чулане.
Этот обряд мотивирован не только представлением о нечистоте роженицы; он призван вывести ее хотя бы на символическое расстояние от дома, от стабильно организованного пространства (характерно, что эти же места связывают с невестой: обязательная баня накануне свадебного дня, первая ночь в клети или в хлеву, так что может получиться, что ребенок рождается там же, где он был зачат). Все эти помещения, особенно баня, являются «промежуточным», переходным местом между домашним, «своим» пространством и чужим враждебным миром; все они представляют собой закрытые помещения, но в них нет главного, что делает избу домом, - образов (баня вообще в гаданиях выступает как место общения с нечистой силой).
Основные обрядовые действия в Р. направлены на безопасность ребенка и обеспечение его будущего. Ребенка принимают в решето, в штаны отца и т. п., заворачивают непременно в старую рубаху отца, девочку - иногда в материнскую; под подушку роженицы кладут ножик, травы, свечки, окуривают ребенка дымом и т. п. По существу все приемы повитухи сводятся к уже упоминавшемуся перерезанию пуповины, «выманиванию» последа (места) - для этого чмокают губами, как будто подзывают животное или птицу, - и последующим действиям с ними. Послед и пуповину обычно зарывали (в противном случае роженица заболеет), иногда кусочек последа оставляли как средство для излечения бесплодия и других подобных целей. Иногда, закопав плаценту, это место засевали овсом или ячменем и, дав им вырасти на небольшую высоту, срезали и использовали как лекарство для ребенка. Особую роль играло омовение ребенка (часто в бане, наговоренной водой) и роженицы.
Существенно усложнялась ситуация, если роды проходили трудно. В этом случае применялся целый ряд средств: с одной стороны, действия, совершаемые мужем роженицы и типологически сходные с кувадой, с другой - приемы, основанные на символике открывания, развязывания: развязывали узлы на одежде, раскрывали окна, двери, срывали или отворяли замки; в особо тяжелых случаях посылали просить священника открыть Царские врата в церкви. Др. приемы были предельно связаны именно с данной, конкр. ситуацией: заставляли дуть в бутылку, чтобы напрячь мускулы, ходить, переступать через мужа, лежащего на пороге (снова символика выхода), вызывали у роженицы рвоту и т. п.
Поскольку роженица, а также ее муж, повитуха, ребенок, помещение, где
происходили роды, считались нечистыми, на роженицу налагался ряд запретов
(нельзя месить квашню, трогать иконы, доить корову); все это, как и роды
в бане, напоминает знакомую более архаичным культурам изоляцию рожениц,
часто за пределами селения. По окончании родов о них оповещали деревню,
иногда даже вывешивали рубашку роженицы.