РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

РИТОРИКА

РИТОРИКА

РИТОРИКА РИТОРИКА (от греч. - ораторское иск-во) - в древности и в эпоху средневековья - наука об ораторском иск-ве и шире - о структуре худ. прозаич. текстов. Классич. Р. определяла три задачи красноречия: убедить, усладить и взволновать; сами же речи подразделялись на полит., судебные и торжеств. В риторич. разработке речи насчитывалось 5 частей: нахождение материала; расположение; словесное выражение (учение о трех стилях - высоком, ср. и низком и о средствах возвышения стиля); запоминание; произнесение. Учение о словесном выражении составляло центр. часть Р.: последнее должно было быть правильным, ясным, красивым и уместным. Р. подробно описывает средства, необходимые для достижения такого результата.

До нач. 17 в. обучение риторическому иск-ву в России происходит с помощью освоения «образцовых» текстов (Свящ. Писание, богослужебные тексты) и подражания ораторам и писателям. Известен переводной риторич. трактат «О образех» Георгия Хировска (Хиробоска). Р. Макария, соседствовавшая в сборниках с Грамматикой Мелетия Смотрицкого и Диалектикой Иоанна Дамаскина, долгое время считалась первой рус. Р.; однако при более внимательном изучении она оказалась перев. Р. Филиппа Меланхтона. Тем не менее именно эта Р. положила начало освоению механизма создания текста на новой основе. В 17 в. обучение Р. в основном ведется на лат. яз., хотя существуют и опыты перевода риторик на рус. яз. - напр., переводы текстов Иоанникия Галятовского (Голятовского) «Наука албо способ сложеня казаня» и «Ключ розумения» (обе 1659). В кон. 17 - нач. 18 в. Россия переживает своеобразный «риторический» бум: создаются новые Р.: Яна (Андрея) Белобоцкого, 1690(9); Михаила Усачева, 1699; Софрония Лихуда, 1698(?); Козьмы, 1710; «Риторическая рука» Стефана Яворского, 1705; Р. Георгия Даниловского (Данииловского), 1720. Свидетельством активного изучения Р. в это время служат многочисл. сб. упражнений по составлению текстов, выполненных обучающимися в школах и академиях. Анализ этого мат-ла еще не завершен. Первым печатным учебником Р. стало «Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова; однако, несмотря на авторитетность этого текста, видимо, степень его самостоятельности можно будет оценить только после изучения предшествующей риторической традиции текстологами, лингвистами, лит.-ведами.

Интерес к риторикам начинает угасать в посл. четв. 18 в., в связи с переосмыслением роли автора в процессе создания худож. произв. и ростом индивидуального начала в лит-ре. В это время она уже утрачивает и былые функции, схожие с функциями лит. критики в последующий период.

В 19 в. формируется отношение к Р. как к занятию «пошлому» и «бездарному» (не без влияния В. Г. Белинского). Р. приобретает репутацию предмета, достойного внимания школяров, однако в ряду примечательных работ в области ораторского иск-ва следует назвать работы И.И. Давыдова, Н.И. Греча, К.П. Зеленецкого и др. Интерес к древним риторикам, как и к Р. вообще, возрождается в России в 1980-е гг.

Лит.: Дружинин В.Г. Словесные науки в Выговской Поморской пустыни. СПб. ,1911; Буланина Т. В. Риторика в Древней Руси: Сведения о теории красноречия в русской письменности 11 - 17 веков. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Л., 1985; Елеонская А.С. Русская ораторская проза 17 в. М., 1990; Аннушкин В.И. Опыт периодизации истории русской риторики // Риторика. 1995. № 2. С. 129-134; Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.