РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Ник. Анд.

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Ник. Анд.

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Ник. Анд. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Ник. Анд. (1844-1908) - композитор, дирижер, муз.-обществ. деятель. Проф. С.-Петербургской коне. (1871 - 1908). Член «Могучей кучки», один из худ. рук. Беляевского кружка. Работал в разл. муз. жанрах, особое внимание уделял опере, программным симфонич. произв.

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Ник. Анд.

Н.А. Римский-Корсаков (справа), А.К. Глазунов, А. К. Лядов. 1907

Творчество Р.-К. тесно связано с традициями рус. нар. песенности, обогащенной чертами украинского, кавказского, испанского и др. фольклора. Стремился к воссозданию в музыке первоистоков нац. культуры, использованию образов былин, нар. сказаний, введению духовных напевов. Р.-К. активно претворяет в оперных и симфонических произв. напевы разных фольклорных жанров, расширяя звуковую палитру собственного мат-ла музыкально преображенными звуками природы. Это позволяет ему создать великолепные примеры «музыкальной живописи» («Шехеразада», «Снегурочка»), приближающиеся по значимости к лучшим образцам муз. импрессионизма. Продолжая эпические традиции в рус. иск-ве М.И. Глинки, Р.-К. создает былины («Садко» - муз. картина и опера), легенды («Сказание о невидимом граде Китеже»), сказки. Традиционные сказочные персонажи его произв. наделяются дополнительными чертами острой сатиры («Золотой петушок»), карикатурности («Кащей Бессмертный»), мягкого юмора («Сказка о царе Салтане»).

Центральное место в произв. Р.-К. отводится жен. персонажам. С особой искренностью он воплощает образы кротких, духовно возвышенных героинь, наделенных особым свойством нравственной красоты (Ольга, Снегурочка, Марфа, Феврония), противопоставляя им образы сильные, страстные, неукротимые в своем стремлении к счастью (Купава, Любаша). Наряду с персонажами, вышедшими из рус. среды, внимание Р.-К. привлекают и жен. «восточные» образы, претворенные композитором в условно-вост. стиле и отличающиеся неизменной роскошью и яркостью красок («Шехеразада», Шемаханская царица).

Важным мотивом, проходящим через все творчество Р.-К., становится тема иск-ва, его роли в судьбах отдельных людей и целых народов. Герои, олицетворяющие собой идею служения иск-ву, наделяются композитором особой значимостью, нравственной силой, способной смягчить ожесточенные сердца и разбудить в людях потребность в истинной красоте (Садко, Лель, Моцарт).

Высокая этичность, отличающая муз. произв. Р.-К., является прямым продолжением его собственных жизненных принципов. После смерти М.П. Мусоргского (1881) и А.П. Бородина (1887) Р.-К. много времени посвятил завершению и редактированию их произв., благодаря чему стало возможным исполнение «Хованщины», «Князя Игоря». Большое значение имела пед. деят-ность композитора, воспитавшего неск. поколений музыкантов. Практич. деят-ность композитора и педагога нашла отражение в созданных Р.-К. «Учебнике гармонии» (1884) и «Основах оркестровки» (1908). Важную роль сыграли составленные Р.-К. сборники рус. нар. песен, послужившие источником муз. тем для собств. произв. и для др. композиторов («100 русских народных песен», «40 народных песен»). Незаурядный лит. талант Р.-К. позволил ему стать не только либреттистом нек-рых своих опер, но и создать «Летопись моей музыкальной жизни» (1876- 1906), отразившую целую эпоху рус. муз. культуры.

Лит.: Римский-Корсаков А.Н. Н.А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. Вып. 1-5. М., 1933 - 46; Соловцов А.А. Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова. М.,1964.