РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
С.Т. Рихтер
Универсальность и всеохватность в сочетании с фантастической памятью, кругозором, интеллектом, даром перевоплощения, безграничностью техники давали Р. возможность проникать в любую стилистич. сферу: Прокофьев и Шуберт, Дебюсси и Бетховен , Моцарт и Брамс, Барток и Шуман, Мусоргский и Скрябин были в равной степени «его» композиторами. Имея возможность выбирать лучшие концертные залы мира и давая до 150 концертов в сезон, Р. часто предпочитал выступления в маленьких городках. Играл и записывался с крупнейшими оркестрами и дирижерами, в ансамбле с Д.Ф. Ойстрахом, М.Л. Ростроповичем, Д.А. Шафраном, О.Г. Каганом, вокалистами Н. Дорлиак, Д.Фшпер-Дискау, квартетами им. Бетховена, Бородина, Комитаса. По инициативе Р. проводились регулярные летние муз. фестивали во Франции (с 1963), «Декабрьские музыкальные вечера» в Музее изобразит. иск-в им. А.С. Пушкина (с 1981). Лауреат Гос. премии СССР (1950), Ленинской премии (1961). Нар. арт. СССР (1961). Почетный д-р Страсбургского ун-та (1977). Среди огромного числа записей Р. - «Хорошо темперированный клавир» Баха, ряд сонат Бетховена, Шуберта, Прокофьева, все сонаты Бетховена для фп. и виолончели (с Ростроповичем), его же Концерт для фп., скрипки и виолончели (с Ойстрахом, Ростроповичем, Берлинским филармоническим оркестром под управлением Г. Караяна), «Картинки с выставки» Мусоргского, сочинения Скрябина, Рахманинова, прелюдии и фуги Шостаковича и др.
Лит.: Дельсон В.Ю. С.Т. Рихтер. М., 1961; Рабинович Д.А. Портреты пианистов. М., 1970; Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники... М., 1975; Цыпин Г.М. С. Рихтер. М., 1987.