РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

РИФМА

РИФМА

РИФМА РИФМА (от греч. - плавность, соразмерность) - созвучие стихотв. строк, системат. повторяющееся на определ. месте стиха; играет фонетич., метрич. и строфообразующую роль в композиции стихотв. текста. В поэзии большинства народов мира Р. располагается на концах стихов (реже полустиший), отмечая их границы и связывая стихи между собой. В нек-рых стихотв. традициях концевые Р. могут отсутствовать; в этом случае организующую функцию могут выполнять нач. Р. (напр., ассонансы в монгол. поэзии) и внутр. Р. (аллитерац. стих). В европ. поэзии нач. и внутр. Р., а также их соединение с концевыми Р. встречаются эпизодически и не имеют метрич. значения («Я видал иногда, как ночная звезда...» М. Лермонтов; «Угрюмый дождь скосил глаза / А за решеткой четкой...» В. Маяковский; «Верили мы в неверное, / Мерили мир любовию, / Падали в смерть без ропота, / Радо ли сердце божие?» З. Гиппиус); поэтому такие созвучия обычно не рассматривают в качестве Р., а относят к обл. звук. орг-ции стиха.

Феномен Р. развился из распростр. в фольклоре в древних лит-рах синтаксич. параллелизма. В европ. лит-рах она впервые появляется не в стихах, а в антич. ораторской прозе. С утратой долгот в метрич. стихосл. Р. становится дополнит. средством орг-ции нового, более своб. силлабич. стиха. В эпоху средневековья европ. поэзия целиком рифмов.; в новое время - рифмов. по преимуществу. Нерифмов. белый стих долгое время используется как исключение в имитациях антич. стиха, получив широкое распространение лишь в свободном стихе 20 в.

Наиб. существ. стихообразующую роль Р. приобретает в стихотв. формах, к-рые отличаются ослабл. соизмеримостью стихов - неравностопных и лишенных метра. Поскольку у разных народов и на разных этапах развития стиха к Р. предъявлялись разл. требования, единого определения Р. с т. зр. ее звук. состава быть не может. Принятые в стиховедении классификации Р. имеют не общий, а частный, огранич. конкретной нац. поэтич. практикой характер.

В рус. стихосложении Р. принято классифицировать с т. зр. ее звук. строения, лексич. и грамматич. признаков, слогового строения, взаимного расположения. Выделяемые по указ. принципам Р. получили неодинаковое распространение; оно определялось исторически меняющейся условностью. С т. зр. звук. состава Р. принято разделять на точные и неточные, богатые и бедные (типология основана на утвердивш. в 18 в. требовании тождества звуков и рифмующихся звук. комплексов). Точные Р. характеризуются совп. ударных гласных и всех следующих за ними звуков («лицемерить - верить»); приблизительные Р. допускают несовпадение заударного гласного («много -богу»); неточные (допускающие несовпадение согласных), в свою очередь, разделяются на неск. типов: усеченные Р. («ступени - Евгений», «рассказ-тоска», «вымолоть - жимолость»), замещенные Р. («ветер -вечер»), ассонанс («слушайте -лошади»), консонанс или диссонанс («тающая - веющая», «лик-снег»), «левосторонние» Р., в к-рых неточность созвучий в заударной части слова компенсируется созвучием предударной части («чердак -чехарда», «шопотов - шорохи»). В истории, развития Р. отчетливо проявляется тенд. к расшатыванию Р. от точной (в 18 в.) ко все более неточной (в 20 в.). Богатые Р. отличаются от бедных тем, что созвучие звук. комплексов усилено совпадением опорных согласных («ревновать - изнывать»); требование богатой Р. в 18-19 вв. было обязательным лишь для Р., в к-рых ударение падает на последний открытый слог («Невы - вы»), в противном случае Р. считалась недостаточной («Невы - резеды»). В поэзии 20 в. это требование утратило свое значение.

Относительно лексич. и грамматич. признаков Р. разделяют на однородные и разнородные (однородные, или грамматические, предполагают созвучия слов, относящихся к одной части речи и в одинаковых грамматич. формах: «сияет - озаряет»), омонимические («по калачу - поколочу»), тавтологические («булат-булат»), простые и составные (в последних одно слово рифмуется с двумя и более: «ты ли? -заныли», «невыговариваемые-товар, и вы, и мы, и я!» - В. Брюсов). Требование разнородных Р. появляется уже в 18 в., омонимич. и тавтологич. встречаются эпизодически (гл. обр. в сатирич. произв.), составные Р. появляются в нач. 19 в., долгое время ощущаются как экзотич. и становятся привычными, нейтральными в совр. поэзии.

Что касается слогового строения Р., то ее делят (в завис. от положения ударного слога) на мужские («занемог-не мог»), женские («правил-заставил»), дактилические («огневеющей - веющей»), гипердактилические («холодеющую - розовеющую»), на равносложные и неравносложные (в последнем случае рифмуются слова с разными окончаниями: «врезываясь - трезвость», «Кассандра-хандра»). В силлабо-тонич. и тонич. рус. стихе Р. и клаузула, как правило, совпадают. В силлабич. стихе 17 - нач. 18 в. Р., к-рые с совр. т. зр. характеризуются как неравносложные («Фому - дому»), не требовали совпадения каталектик (односложная Р. не обязательно была мужской: «пишется - придется», а двусложная - не обязательно женской: «еси - принеси»).

С т. зр. взаимного расположения различают Р.: смежные (а а б б), перекрестные (а б а б), охватные или опоясывающие (а б б а), смеш. (напр., тернарные - а а б в в б), двойные, тройные и пр. Повторяющееся расположение Р. является одним из осн. признаков строфы. Кол-во рифменных созвучий в яз. имеет свои пределы, поэтому в поэзии неизбежно повторение одних и тех же Р.; наиб. распростр. и «очевидные» Р., подтверждающие «рифмическое ожидание», называют обычно банальными («розы -морозы»), нарушающие это ожидание - оригин., «экзотич.» («окунь - конь о конь», «де Местр - палестр»). Оценка Р. как «хорошей» или «плохой» в ист. плане была связана с меняющимися требованиями к Р., в аналитич. - с характером соответствия Р. стилистич. целому стихотв. текста.