РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В рус. нар. иск-ве наибольшее распространение получили разл. формы Р. по дереву - осн. мат-лу традиц. жилища и утвари. Практически каждый бытовой предмет вырезался из дерева и декорировался рельефной резьбой с солярными символами, орнаментами, фигурками птиц и животных. Образцом чисто рус. иск-ва явл. выемчатая и пропильная Р. по бересте. Пропильной, реже рельефной Р. украшены карнизы и наличники домов. Сложными резными орнаментами украшались с 17 в. иконостасы. С 16-17 вв. под Сергиевым Посадом существует богородская Р.: игрушки с подвижными деталями и мелкие скульптуры из мягкого дерева, часто объединяемые в композиции. С нач. 18 в. в Р. проникает стиль барокко, в петровское время получила распространение Р. по дубу, образцы к-рой сохранились в Летнем дворце и дворцах Петергофа. Выполненная в царских дворцах франц. мастерами, эта Р. оказала воздействие на работу рус. мастеров в мебели и новых родах иск-ва, таких, как аллегорич. резной декор кораблей. Шедевром иск-ва Р., соединившим рус. традиции с формами барокко, явл. резной из липы иконостас Петропавловского собора в СПб. исключит. сложности и прихотливости форм достигает Р. в оформлении интерьеров и мебели елизаветинского времени, особенно в работах Ф. де Растрелли: резной декор позволял добиться сложности объема и свободы формы, невозможной в лепнине. В эпоху классицизма деревянная Р. сохраняется гл. обр. в мебели, почти полностью сменившись в архит. декоре лепниной. Однако одновременно строились классич. здания из дерева (дворцы в Кускове и Останкине, т-р на Каменном о-ве в Петербурге), с резными из дерева классич. архит. деталями; деревянный классицизм получил широчайшее распространение в провинц. и усадебном стр-ве,. где классич. резные декор. детали сохранялись вплоть до нач. 20 в. В нач. 19 в. зародился «фольклоризирующий» стиль рус. архитектуры, проявившийся в проектах идеальных деревень со щедро украшенными резьбой домиками (К.И. Росси, О. Монферран, А.И. Штакеншнейдер). С этого времени профессиональная деревянная архитектура и народная активно взаимодействовали друг с другом, заимствуя и перабатывая прежде всего мотивы Р. В интерьерах неоготики возродилась Р. по дубу (напр., «Коттедж» в Петергофе). В последующем развитии историзма Р. в интерьере почти не встречается, и в сер. 19 в. даже в имп. дворцах применялась лепнина, окрашенная так, чтобы имитировать дерево. Со времени протомодерна Р. вновь распространяется на отделку интерьера, достигает нового расцвета в модерне (напр., интерьеры дворца вел. кн. Ольги Александровны в СПб.), затем приходит в упадок.
Резьба по дереву. Людогощинский крест. Мастер Я. Федосов. 1359
Наряду с Р. по дереву, в России развились оригинальные промыслы Р. по кости, распространенные гл. обр. на Севере (холмогорская резная кость). Прекрасные художеств. изделия из слоновой кости создавали на токарных станках имп. Петр I и имп. Мария Федоровна.
Сюжетная и орнаментальная Р. по мягкому белому камню была свойственна др.-рус. архитектуре Владимира и Суздаля. Ярчайшим примером явл. Дмитровский собор Владимира. Позже Р., часто орнаментальная, широко распространилась в зодчестве 17 в., украшая наличники, колонны и др. архит. детали каменных церквей и палат. С переходом в архитектуре 18 в. к кирпичным оштукатуренным фасадам Р. по камню в архитектуре становится редкостью, применяясь немногими архитекторами, отделывавшими фасады натуральным камнем (А. Ринальди - дворец в Гатчине, и особенно А.Н. Воронихин, облицевавший Казанский собор в СПб. пудостским известняком, из к-рого выполнены также каннелированные коринфские колонны и рельефы фасадов); иногда резными были только отд. детали (коринфские капители колонн Английского дворца, арх. Дж. Кваренги). Тогда же развивается изготовление резных худож. изделий из камня - алебастра, мрамора, яшмы, создаются- гранильные фабрики в Петергофе, Екатеринбурге, на Алтае, и дворцы наполняются каменными резными вазами (лучшее собрание - в Павловске). На рубеже 18-19 вв. Р. по камню входит в моду: геммы и камеи украшают императорские короны ( Наполеона) и парадный костюм. Р. становится иск-вом монархов: в 1780-х гг. имп. Екатерина II работает с тверд. камнем, а имп. Мария Федоровна режет чаще слоновую кость и янтарь.
В учебную программу Воспитательного об-ва благородных девиц вводятся токарное дело и Р. Однако в архит. отделке интерьера резной камень в период классицизма был редкостью, получив нек-рое распространение только в след. эпоху - в сер. и 2-й пол. 19 в. В кон. 19 - нач. 20 в. для Петропавловского собора в СПб. были изготовлены огромные монолитные резные надгробия имп. Александра II (из яшмы) и имп. Марии Александровны (из родонита); сложная Р. по камню применена в отделке интерьера петерб. храма Спаса на Крови. В эпоху модерна получает распространение каменная Р. на фасадах, выполнявшаяся как по известняку, так и по граниту и др. твердым породам камня.
Отд. видом явл. применение Р. в ювелирном иск-ве: прорезной металл, заполнение Р. по благородному металлу эмалью (т. н. эмаль по резьбе).
В наст. время сохраняется неск. худож. промыслов, продолжающих традиции иск-ва Р. - по дереву, кости, камню, гл. обр. для изготовления сувениров.