РЕПИН Ил. Еф. (1844-1930) - один из наиб. значит. предст. рус.
реалистич. живописи. Родился в г. Чугуеве (Украина). В 1863 окончил рисовальную
школу Об-ва поощрения художников (ОПХ), ученик И.Н. Крамского, оказавшего
значит. влияние на раннее творчество Р., учился в АХ (1864 - 71; получил
большую зол. медаль за работу «Воскрешение дочери Иаира», 1871). В 1873
- 76 как пенсионер АХ путешествовал по Италии и Франции, изучал иск-во
Зап. Европы. Создал там ряд произв.: «Парижское кафе», «Садко», этюд «Негритянка»
(все 1875 - 76). В пейзажах использовал методы пленэрной живописи («Дорога
на Монмартр в Париже», 1876). Демокр. идеи 60-х гг. нашли воплощение в
полотне Р. «Бурлаки на Волге» (1870 - 73, эскизы подготовлены на Волге,
в с. Ширяево). Особую силу его полотнам придает единство мысли и худож.
формы. В 1878 Р. становится членом ТПХВ (Т-ва передвижных худож. выставок).
В произв. кон. 70-х - нач. 80-х гг. часто затрагивается крест. тема («Проводы
новобранца», 1879; «В волостном правлении», 1877). наиб. значит. работой,
посвящ. сложности и противоречивости жизни пореформ. деревни, стала картина
«Крестный ход в Курской губернии» (1880 - 83), сочетающая четкость композиции
и совершенство передачи световоздушной среды. Р. работал также в жанре
ист. живописи, убедительно воссоздавая напряженный драматизм ист. события,
психол. силу значит., подчас траг., фигур рус. истории («Царевна Софья»,
1879; «Иван Грозный и сын его Иван», 1885). Соверш. иным настроением пронизано
полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878 - 91), насыщенное
истинно нар. юмором. Ряд произв. Р. посвящен ист.-рев. теме: «Отказ от
исповеди» (1879 - 85), «Арест пропагандиста» (1880 - 92), «Не ждали» (1884
- 88). Продолжая традиции В.Г. Перова, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге, Р. создал
галерею образов деятелей рус. культуры, в каждой работе стремясь передать
неповторимо-индивидуальные черты модели («А.Ф. Писемский», 1880; «М.П.
Мусоргский», 1881; «П.А. Стрепетова», 1882). Мастерство Р.-портретиста
нашло яркое выражение и в одном из самых значит. произв. последнего периода
творчества - «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901
года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1901-03, совм. с
учениками - Б.М. Кустодиевым и Н.С. Куликовым). Р. создал значит. графич.
и скульпт. произв. Изв. как теоретик иск-ва, литератор. В 1894-1907 преподавал
в АХ (ректор в 1898-99), учитель И.И. Бродского, И.Э. Грабаря, Д.Н. Кардовского
и др. После 1917 продолжал жить в усадьбе «Пенаты» в Куоккале (с 1917 по
1940 - терр. Финляндии). В 1940 там был открыт мемор. музей (усадьба-музей
сожжена в годы войны. Восстановлена в 1958). Творчество Р. - типическое
явление рус. живописи 2-й пол. 19 в.; оно воплотило в себе лучшие черты
«передвижнического реализма».
И.Е. Репин (справа) и Л.Н. Толстой. Ясная Поляна. 1908
Соч.: Далекое близкое. 8-е изд. Л., 1982.
Лит.: Грабарь И.Э. Репин: В 2 т. М., 1963; Чуковский К.И. И.
Репин. 2-е изд. М., 1983; Илья Репин: Живопись. Графика: Альбом. Л., 1985.