РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

РЕПИН Ил. Еф.

РЕПИН Ил. Еф.

РЕПИН Ил. Еф. РЕПИН Ил. Еф. (1844-1930) - один из наиб. значит. предст. рус. реалистич. живописи. Родился в г. Чугуеве (Украина). В 1863 окончил рисовальную школу Об-ва поощрения художников (ОПХ), ученик И.Н. Крамского, оказавшего значит. влияние на раннее творчество Р., учился в АХ (1864 - 71; получил большую зол. медаль за работу «Воскрешение дочери Иаира», 1871). В 1873 - 76 как пенсионер АХ путешествовал по Италии и Франции, изучал иск-во Зап. Европы. Создал там ряд произв.: «Парижское кафе», «Садко», этюд «Негритянка» (все 1875 - 76). В пейзажах использовал методы пленэрной живописи («Дорога на Монмартр в Париже», 1876). Демокр. идеи 60-х гг. нашли воплощение в полотне Р. «Бурлаки на Волге» (1870 - 73, эскизы подготовлены на Волге, в с. Ширяево). Особую силу его полотнам придает единство мысли и худож. формы. В 1878 Р. становится членом ТПХВ (Т-ва передвижных худож. выставок). В произв. кон. 70-х - нач. 80-х гг. часто затрагивается крест. тема («Проводы новобранца», 1879; «В волостном правлении», 1877). наиб. значит. работой, посвящ. сложности и противоречивости жизни пореформ. деревни, стала картина «Крестный ход в Курской губернии» (1880 - 83), сочетающая четкость композиции и совершенство передачи световоздушной среды. Р. работал также в жанре ист. живописи, убедительно воссоздавая напряженный драматизм ист. события, психол. силу значит., подчас траг., фигур рус. истории («Царевна Софья», 1879; «Иван Грозный и сын его Иван», 1885). Соверш. иным настроением пронизано полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878 - 91), насыщенное истинно нар. юмором. Ряд произв. Р. посвящен ист.-рев. теме: «Отказ от исповеди» (1879 - 85), «Арест пропагандиста» (1880 - 92), «Не ждали» (1884 - 88). Продолжая традиции В.Г. Перова, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге, Р. создал галерею образов деятелей рус. культуры, в каждой работе стремясь передать неповторимо-индивидуальные черты модели («А.Ф. Писемский», 1880; «М.П. Мусоргский», 1881; «П.А. Стрепетова», 1882). Мастерство Р.-портретиста нашло яркое выражение и в одном из самых значит. произв. последнего периода творчества - «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1901-03, совм. с учениками - Б.М. Кустодиевым и Н.С. Куликовым). Р. создал значит. графич. и скульпт. произв. Изв. как теоретик иск-ва, литератор. В 1894-1907 преподавал в АХ (ректор в 1898-99), учитель И.И. Бродского, И.Э. Грабаря, Д.Н. Кардовского и др. После 1917 продолжал жить в усадьбе «Пенаты» в Куоккале (с 1917 по 1940 - терр. Финляндии). В 1940 там был открыт мемор. музей (усадьба-музей сожжена в годы войны. Восстановлена в 1958). Творчество Р. - типическое явление рус. живописи 2-й пол. 19 в.; оно воплотило в себе лучшие черты «передвижнического реализма».

РЕПИН Ил. Еф.

И.Е. Репин (справа) и Л.Н. Толстой. Ясная Поляна. 1908

Соч.: Далекое близкое. 8-е изд. Л., 1982.

Лит.: Грабарь И.Э. Репин: В 2 т. М., 1963; Чуковский К.И. И. Репин. 2-е изд. М., 1983; Илья Репин: Живопись. Графика: Альбом. Л., 1985.