РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

РЕНЕССАНС

РЕНЕССАНС

РЕНЕССАНС РЕНЕССАНС
РЕМИЗОВ Ал. Мих.
РЕНЕССАНС. Меншиковский дворец. Санкт-Петербург

(фр. Renaissance - возрождение) - эпоха Возрождения, одна из великих культурных эпох; исторически протяженный период в развитии стран Зап. и Центр. Европы; эпоха переоценки ценностей средневековья и обращения к культурному наследию классич. древности как абсолютному этическому и эстетическому идеалу, как бы «возрождение» его (отсюда и назв.). Расцвет европ. Р. - 15-16 вв. Россия того времени оказалась в стороне от Р. как общекультурного течения в его чисто «европ.» формах. Но не в стороне от осн. тенденций, характерных для Возрожд. как явления культуры. Особенно явственно эти тенденции проявились в культурных процессах кон. 17 и в 18 в. Р. как худож. форма, основанная на пристальном внимании художников к античным образцам, оставил в России несколько временных слоев.

В правление Ивана III, совпавшее с эпохой Р. в Италии, в Москву были приглашены итал. архитекторы: Аристотель Фиораванти, Марк Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Фрязин Новый и др. Они построили в Моск. Кремле Успенский и Архангельский соборы, Государев дворец, Грановитую палату, кирпичные стены и башни. Благодаря генетическому родству архитектуры Ренессанса и Др. Руси, воспринявшей наследие Византии, эти постройки органично вписались в рус. культурное пространство. Однако ренессансное культурное содержание, как и формы, присущие лишь ему, восприняты не были, и синхронный Европе Р. в России заглох; вскоре архитектура приобрела чисто рус. черты вследствие культурной изоляции России, возросшей после смерти Ивана III.

В царствование Петра I среди иностр. архитекторов были мастера, воспитанные на традициях Р., ими построено неск. зданий ренессансного типа, напр. Меншиковский дворец в Петербурге. В эпоху расцвета екатерининского и павловского классицизма черты высокого Р. проявились в творчестве А. Ринальди (Мраморный дворец в Петербурге, Гатчинский замок), В. Бренны (Михайловский замок), А.Н. Воронихин (Казанский собор). Влияние Р. видно в композиции здания и организации Итальянского зала Павловского дворца (Ч. Камерон), его же Агатовые комнаты, облицов. темными яшмами, колористически напоминают работы мастеров Р., а нек-рые комнаты Екатерининского дворца выполнены во вкусе Рафаэля. Увлечение Рафаэлем отразилось в создании Дж. Кваренги Лоджий Рафаэля при Эрмитаже, распис. копиями ватиканских фресок. Эта эпоха преклонялась перед А. Палладио, что сильнее всего проявилось у Дж. Кваренги и Н.А. Львова.

При Николае I образы ренесс. зодчества появляются впервые у А. Менеласа в Царскосельском Арсенале, в 1837 О. Монферран строит два ренесс. дома для Демидовых. Его же Исаакиевский собор по мат-лу и колористич. решению - во многом здание в духе высокого Р. В том же 1837 А.И. Штакеншнейдер возводит ренесс. Мариинский дворец; вскоре неоренессанс становится любимейшим стилем Николаевской эпохи, его разновидность - «военно-гражданский стиль» (Арсенал на Кронверке Петропавловской крепости). Др. направление неоренессанса, возникающее во 2-й пол. 19 в., очень часто именуют эклектикой - это распростран. в городской архитектуре неоренессанс в стиле франц. архитектуры 16 в., иногда называемый «стилем Генриха IV». Крупнейшими арх. франц. неоренессанса были Л.Н. Бенуа и гр. П.Ю. Сюзор, французы по происхождению. Неоренесс. черты, проявляясь в различ. вариантах, органически переросли в модерн и существовали вплоть до рев-ции (1-е Рос. страх. об-во, Л.Н. Бенуа; банк Вавельберга, М.М. Перетяткович - парафраз Дворца Дожей в Венеции). Ренесс. формы особенно характерны для зданий банков, страховых обществ, где они ассоциировались с многовековой историей финансовой системы, зародившейся в ренесс. Италии. В др. случаях ренесс. формы могли напоминать об идеалах гуманизма, аристократичности древних родов. Те же ассоциации побуждали применять неоренессанс в оформлении интерьеров кабинетов, библиотек.

Формы Р. стали одной из основ «сталинского ампира», их пропагандировали такие корифеи сов. архитектуры, как И.В. Жолтовский (издавший полный перевод трактата Палладио), В.А. Щуко. Для него характерны такие черты Р., как глубокий «бриллиантовый» руст, арочные окна нижних этажей, четкое поэтажное членение, цвет желтого песчаника, распространенного в Италии.