РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

РЕМИЗОВ Ал. Мих.

РЕМИЗОВ Ал. Мих.

РЕМИЗОВ Ал. Мих. РЕМИЗОВ Ал. Мих. (1877-1957) - прозаик, драматург, поэт. Род. в купеч. семье, по матери - из известного культурными традициями моск. купеч. рода Найденовых. В 1884 Р. поступил в 4-ю моск. г-зию, но затем был переведен в Александровское коммерч. уч-ще. В 1896 поступил на естеств. отд. матем. ф-та Моск. ун-та. Увлекся марксизмом. В 1897 арестован как агитатор на студенч. демонстрации. 1897 - 1903 провел в ссылке в Пензе, Усть-Сысольске, Вологде; затем - Киев, Херсон. С 1905 по 1921 в Петерб. Первое опубл. произв. - фольклорная стилизация «Плач девушки перед замужеством» (1902). Своими лит. учителями Р. считал Ф. Достоевского, Н. Гоголя, Н. Лескова. Испытал эстетич. влияние европ. и рус. модернистов (М. Метерлинка, Ст. Пшибышевского, К. Бальмонта, В. Брюсова) и идейное воздействие Ф. Ницше (в ссылке перевел его кн. «Так говорил Заратустра»), Л. Шестова, В. Розанова.

РЕМИЗОВ Ал. Мих.

A.M. Ремизов

Дух. источники творчества Р. - фольклор и др.-рус. лит-ра. В Петерб. сблизился с кругом писателей-символистов (А. Блок, Вяч. Иванов, З. Гиппиус, Д. Мережковский и др.), филологами и историками-медиевистами (И. Рязановский, И. Шляпкин, А. Яцимирский и др.). В 1905 работал в ред. ж. «Вопросы жизни». Неотъемлемой чертой творчества Р. стал автобиографизм. В ром. «Пруд» (1905), рассказах «На этапе» (1903), «Серебряные ложки» (1906), «Крепость» (1906), пов. «Часы» (1908), «Крестовые сестры» (1910) и др. Р. развивал гл. темы своего раннего творчества: трагич. предначертанности человеч. судьбы, безмерности человеч. страданий, господства Зла и проблесков Добра в душах людей. Сюжетное повеств. чередовалось с лирич. «запевами» и «концовками», лейтмотивно повторяющимися и скрепляющими воедино мозаичные отрывки. Выход из трагич. индивидуализма Р. видел в соедин. судьбы личности со страданиями и судьбой народа (пов. «Пятая язва», 1912). Для Р. наиб. близким к светлым первоосновам бытия было нар. миросозерцание. В течение всей жизни Р. перерабатывал фольклорные и др.-рус. тексты, восстанавливая подчас искаженный наслоениями «миф», отраж. нар. взгляд на мир (сб. сказок «Посолонь», 1907; сб. переработок апокрифов «Лимонарь», 1907 и др.). В драматич. «действиях-русалиях» Р. стремился воскресить традиции нар. т-ра с опред. долей мистики («Бесовское действо», 1907; «Трагедия о Иуде, принце Искариотском», 1908; «Действо о Георгии Храбром», 1912 и др.). В годы 1-й мир. войны наступил спад творчества Р. Новый подъем - годы рев-ции, к-рую Р. воспринял как некую преобразующую мир стихию (хроника «Всеобщее восстание», 1918; стих. в прозе «Электрон», 1919; кн. «Взвихренная Русь», опубл. в 1927). В 1921 Р. покинул Сов. Россию и с 1923 жил в Париже. В эмиграции создал сб. переработок сказок, легенд и древнерус. повестей; на основе рассказов жены написал кн. о ее жизни («Оля», 1927; «В розовом блеске», 1952); оставил лишь частично опубл. при жизни кн. воспоминаний: «Подстриженными глазами» (1951), «Иверень» (опубл. в 1986), «Встречи. Петербургский буерак» (опубл. в 1981), «Учитель музыки» (опубл. в 1983).

С нач. 30-х гг. обратился к жанру рукописных книг-альбомов, в к-рых текст сочетался с ориг. графикой. После 2-й мир. войны Р. принял сов. гражданство. В истории рус. лит-ры остался как создатель ориг. повествоват. формы. Учениками Р. считали себя М. Пришвин, А. Толстой, Е. Замятин, Б. Пильняк, писатели гр. «Серапионовы братья».