РЕЧИТАТИВ (итал. recitativо, от recitare - декламировать) - тип
вокального интонирования (в опере, кантате, оратории); вокальный стиль,
прибл. к естеств. речи. Сохранение фиксиров. муз. высоты звука, регул.
и ритм. обеспечивает, тем не менее, ясно различимую грань между собственно
речью и «речеподобием» Р., остающегося в пределах границ, заданных условностями
муз. иск-ва. Возникновение Р. как типа пения связано с рождением в начале
17 в. оперного жанра. Заявленная теоретиками оперы задача - реставрация
декламации античной трагедии как путь к обретению утраченной в полифоническом
многоголосии внятности и выразительности словесн. текста - стимулировала
поиск нового типа сольной мелодики, характериз. сочетанием дек-ламационности
и напевности. Классический образец «нового стиля» - оперное творчество
К. Монтеверди. Впоследствии мелодич. и декламационное начала Р. обособились.
С кон. 17 в. на долю речитативных разделов досталась драматическая интрига
- как правило, в «поясняющем» ключе, в то время как лирическое начало сосредоточилось
в вокальных номерах. Вырабатываются два типа Р. в операх с номерной структурой
- secco («сухой») с аккомпанементом чембало (клавесина) и accompagnato
(«аккомпанированный») - в сопровождении группы оркестровых инструментов.
Дальнейшая эволюция Р. неотделима от стремления к утверждению нового идеала
оперы, конструир. на путях преодоления «условности» в пользу «жизненной
правды». Этим объясняется особое внимание к Р., объедин. всех великих оперных
реформаторов - К.В. Глюка, Р. Вагнера, М.П. Мусоргского, А.С. Даргомыжского.
В 19 в. граница между Р. и арией становится более подвижной - речитативный
тип мелодики воздействует на ариозные эпизоды, вокальные эпизоды; вокальные
интонации, в свою очередь, проникают в Р. и ведут к его мелодизации. Эта
тенденция удерживается и в ряде сочинений 20 столетия: речитативно-ариозный
стиль характерен для поздних опер Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева,
К. Дебюсси, М. Равеля.