РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

РАЗИН Степ. Тим.

РАЗИН Степ. Тим.

РАЗИН Степ. Тим. РАЗИН Степ. Тим. (ок. 1630-71) -руководитель Крест. войны 1670-71. Происходил из семьи «домовитого» казака донской Зимовейской станицы Тим. Разина (Рази), одного из участников «азовского сидения» 1637-42. Есть предположение, что матерью Степана была турчанка, захвач. в плен Тимофеем. Уже в молодости будущий атаман выделялся храбростью, предприимчивостью, ловкостью. Разносторонне одаренный от природы, Р. обладал незаурядной памятью, знал неск. языков. В 1661 принимал участие в переговорах донских казаков с калмыками, в результате к-рых между ними был заключен воен. союз против крымского хана и ногайских татар.

РАЗИН Степ. Тим.

С. Разин. Гравюра 17 в.

К сер. 60-х гг. Р. формирует отряд из казацкой «голытьбы», безземельных беглых крестьян, малоимущих жителей посада и стрельцов, не входивших в состав Войска Донского. Весной 1667 отряд вышел в поход «за зипунами» и от Паншина городка направился к Волге, а по ней на Каспий. Захватывая в пути суда (купеч. и государевы), отряд Р. вышел к Яику и захватил Яицкий городок. В 1668-69, спустившись вниз по Волге и достигши Каспийского м., Р. со своим войском совершил поход в Персию, где сражался с войсками персидского шаха и даже разгромил флот Менеды Хана. Зимой 1669/70 отряд Р. пополняется значит. силами, основу его составляли казаки, «гулящие люди», стрельцы, беглые из числа «кабальных и опальных». На этот раз движение Р. приобрело явно выраженную социальную окраску и было направлено против всех «домовитых», имущих, владеющих крестьянами и использующих их труд. В своих «прелестных письмах», рассылаемых по всему Дону, Волге и дальше, вплоть до Москвы, Р. призывал идти на «изменников-бояр», к-рые «вершат дела» не только против «черных русских людей», но и против «Великого государя».

Призывы Р. возымели действие, к нему стекались крестьяне Поволжья, Замосковья, др. р-нов. В ходе боевых действий Р. выказал незаурядные кач-ва военачальника, используя традиц. боевые действия казацкой конницы и многочисл., хотя и плохо вооруж. пеших отрядов. Движение охватило также Слободскую Украину, где действовал его брат Фрол. Довольно успешно разинцы боролись с дворянскими отрядами под Корсуном, Саранском, Пензой, Ядриным, Курмышем. На стороне восставших действовали и укр. казаки. Двигаясь по Волге, Р. взял Астрахань, Царицын, Саратов и Самару, но в нач. 1670 был разбит под Симбирском, после чего ушел на Дон. Несмотря на упорное сопротивление, оказанное отрядами Р. дворянскому ополчению и правительственным стрелецким полкам, сказалось преимущество последних в орг-ции и вооружении. Восст. на местах подавлялись. Потерпел поражение и сам Р. в схватке с «домовитыми» казаками атамана Яковлева. После жестоких пыток Р. был казнен в Москве.

Р. - герой многих ист. песен 17 в. и нар. преданий, складывавшихся как в 17 в., так и позднее. В них Р. наделен сверхчеловеческими качествами: он и колдун, способный летать и совершать чудеса, и пуля его не берет. Р. бесстрашно защищает слабых и обиженных, отличившихся подельников щедро одаривает, жестоко мстит за обиды и бесправие. В др. рассказах он - великий грешник, к-рый страдает и кается за содеянное. Популярны также предания о местностях и урочищах, связанных с походами Р., об оставленных там кладах. В песенном народном творчестве он выступает как смелый вожак казачьей вольницы, он зовет ее «на сине море гулять», идти на Москву. В песнях о походах Р. описываются его разбойные подвиги, расправы с воеводами. В этих песнях преобладают мотивы удали, бунтарства, мести боярам. Поражение Р. и казнь его отозвались в песнях о покинутом всеми атамане, о грозном сновидении, предвещающем гибель, о прощании с товарищами, об отклике казаков на его гибель.