РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоло-меевич (Франческо)

РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоло-меевич (Франческо)

РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоло-меевич (Франческо) РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоло-меевич (Франческо) (1700-71) - архитектор, сын Б. де Растрелли. Крупнейший предст. барокко в России. Родился в Париже. В Петербурге с 1716 (приехал с отцом, к-рый был приглашен Петром О. Обучался в Зап. Европе (вероятно, в Италии, 1725-30). В 1736-63 придворный рус. арх. (обер-арх.). В период правления нмп. Анны Иоанновны работал в Москве и в Курляндии: дворцы герцога Э.И. Бирона в Руэнтале (ныне Рундале; 1736-40) и Митаве (ныне Елгава; 1738-40), завершены в 1760-х гг. Манера Р. в этот период сходна со стилистикой рус. архитектуры 1710-30-х гг. В последующие годы формируется зрелая манера Р., к-рая представляет собой наиб. полный вариант рус. барокко, характеризующийся сочетанием зап.-европ. и традиц. рус. архит. приемов.

РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоло-меевич (Франческо)

Зимний дворец. Арх. В. В. Растрелли

Отличит. черты растреллиевского («елизаветинского») барокко: пространств. размах ансамбля, соединение переосмысл. др.-рус. форм (в решении колоколен, глав, крылец, тонких колонок, применении позолоты, полихромности фасадов, растительного орнамента и т. д.) с повсеместным применением утонч. рокайльных форм. Осн. произв. Р. периода правления имп. Елизаветы Петровны: собор св. Андрея Первозванного в Киеве (проект 1747), реконструкция Большого дворца в имп. резиденции в Петергофе (1747-52; сохранена композиция петровской эпохи), ансамбль Смольного мон. (1748-64), дворцы графа М. Воронцова (1749-57) и барона С. Строганова (1752-54) в Петербурге, ансамбль имп. резиденции в Царском Селе (1752-54), Зимний дворец (1754-62).

Творчество Р. настолько полно представляет собой рус. иск-во сер. 18 в., что это время обозначается термином «растреллиевское барокко». Р. впервые в истории России построил такие масштабные архит. ансамбли, как Смольный мон. и Царское Село. «На славу Растреллием строенный дом» становится символом древнего родового аристократического гнезда. Его имя не только никогда не было забыто, напротив, ему приписывалась любая старинная дворцовая постройка. Стих Маяковского «дворец царям построил Растрелли» закрепил его имя именно в этом качестве в сознании поколений сов. и постсов. времени.