РАСТРЕЛЛИ Бартоломее (1667-1744) - итал. скульптор и архитектор,
учился во Флоренции у Дж.Б. Фоджини и в Риме, с нач. 18 в. работал в Париже.
До 50 лет ему не удалось создать ничего значительного в обл. скульптуры.
Возможность реализации своего таланта Р. получил в России, куда он приехал
по контракту в 1716. Он был первым скульптором в России в европ. понимании
этого термина. Значение Р. для рус. иск-ва определяется не только высокими
худож. достоинствами его работ, но и тем, что они утвердили жанровое многообразие
в рус. пластике. Он создал первые скульпт. портреты в России (бюсты Меншикова,
1717; Петра I, 1724), первый пам. для установки на площади (Анна Иоанновна
с арапчонком, 1741), с к-рого начинается история монумент. скульптуры в
России, первый конный монумент (статуя Петра 1, отлита в 1747 ), декор.
парковую скульптуру. Наряду с круглой скульптурой, он создавал многочисл.
рельефы и работал в разнообразных мат-лах: бронзе, свинце, воске. Р. создал
также посмертную «восковую персону» Петра I (1725) и принимал участие в
сооружении первого «триумфального столпа» в России, посв. победам в Северной
войне и основанию Санкт-Петербурга. Для него он выполнил модель в виде
колонны дорического ордера, к-рую украшали восемь цилиндрических рельефов
с эпизодами войны и венчала статуя Петра I. Значит. часть творчества Р.
составляет его декор. пластика для Петергофа: скульптурные группы «Тритон,
раздирающий пасть морскому чудовищу» (1726), «Самсон, раздирающий пасть
льву» (1735), «Нептун на колеснице» (1737), рельефы для декорирования Большого
каскада. Он неоднократно обращался к архит. деят-ности: исполнил проект
планировки парка в Стрельнс (1716), строил по своему проекту Зимний дворец
для Анны Иоанновны (1732 - 36), привлекался для участия в архит. конкурсах
и экспертизах. Но в истории рус. иск-ва он остался крупнейшим скульптором
1-й пол. 18 в., создателем светской скульптуры в России. Имя «Карло» приписывается
Р. по ошибке. Этот факт и год рождения установлены К.В. Малиновским.