РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

РАСТРЕЛЛИ Бартоломее

РАСТРЕЛЛИ Бартоломее

РАСТРЕЛЛИ Бартоломее РАСТРЕЛЛИ Бартоломее (1667-1744) - итал. скульптор и архитектор, учился во Флоренции у Дж.Б. Фоджини и в Риме, с нач. 18 в. работал в Париже. До 50 лет ему не удалось создать ничего значительного в обл. скульптуры. Возможность реализации своего таланта Р. получил в России, куда он приехал по контракту в 1716. Он был первым скульптором в России в европ. понимании этого термина. Значение Р. для рус. иск-ва определяется не только высокими худож. достоинствами его работ, но и тем, что они утвердили жанровое многообразие в рус. пластике. Он создал первые скульпт. портреты в России (бюсты Меншикова, 1717; Петра I, 1724), первый пам. для установки на площади (Анна Иоанновна с арапчонком, 1741), с к-рого начинается история монумент. скульптуры в России, первый конный монумент (статуя Петра 1, отлита в 1747 ), декор. парковую скульптуру. Наряду с круглой скульптурой, он создавал многочисл. рельефы и работал в разнообразных мат-лах: бронзе, свинце, воске. Р. создал также посмертную «восковую персону» Петра I (1725) и принимал участие в сооружении первого «триумфального столпа» в России, посв. победам в Северной войне и основанию Санкт-Петербурга. Для него он выполнил модель в виде колонны дорического ордера, к-рую украшали восемь цилиндрических рельефов с эпизодами войны и венчала статуя Петра I. Значит. часть творчества Р. составляет его декор. пластика для Петергофа: скульптурные группы «Тритон, раздирающий пасть морскому чудовищу» (1726), «Самсон, раздирающий пасть льву» (1735), «Нептун на колеснице» (1737), рельефы для декорирования Большого каскада. Он неоднократно обращался к архит. деят-ности: исполнил проект планировки парка в Стрельнс (1716), строил по своему проекту Зимний дворец для Анны Иоанновны (1732 - 36), привлекался для участия в архит. конкурсах и экспертизах. Но в истории рус. иск-ва он остался крупнейшим скульптором 1-й пол. 18 в., создателем светской скульптуры в России. Имя «Карло» приписывается Р. по ошибке. Этот факт и год рождения установлены К.В. Малиновским.