РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

РАСКОЛЫ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (20 В.)

РАСКОЛЫ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (20 В.)

РАСКОЛЫ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (20 В.) РАСКОЛЫ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (20 В.) - возникали и по внутрицерковным, и по полит. мотивам. В 1918 об отделении от РПЦ заявил запрещ. в священнослужении архиеп. Пензенский Владимир (Путята). Возникшее «Путятинское брожение» не вышло за пределы Пензенской епархии и продолжалось неск. лет.

В 1921 на Украине образовалась «Украинская Автокефальная Правосл. Церковь» («самосвяты»). Последние приходы ее были закрыты в 1936. Во время кампании «по изъятию церк. ценностей» 1922 властями было инспирировано возникновение т. н. «обновленчества», ликвидированного лишь в 1946. В 1924 в Полтавской и соседних епархиях образовался т.н. Лубенский Р., возглавленный еп. Феофилом (Булдовским), просуществовавший неск. лет.

В дек. 1925 после ареста Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра возник т. н. Врем. Высш. Церк. Совет, возглавл. архиеп. Екатеринбургским Григорием (Яцковским), - Григорианский Р. Григорианцы выступили против ин-та патриаршества, за коллегиальное управление Церковью. Возглавляемое малоизвестными и неавторитетными архиереями, григорианство получило сравн. небольшое распространение - в осн. в Поволжье и на Урале - и прекратило свое существование в 1943.

В нач. 1928 о своем отделении от митр. Сергия заявил митр. Ярославский Агафангел (т. н. Ярославский Р.). Споры, продолжавш. неск. месяцев вокруг Декларации митр. Сергия, в 1927 привели к отделению быв. Ленингр. митр. Иосифа (Петровых) и его сторонников и возникновению т. н. Иосифлянского Р., получившего распростр. и в др. епархиях. К этому Р. примыкают оппозиция митр. Сергию в Вятской епархии (Викторианский Р.) и в Ижевской епархии в 1930. Иосифлянский и сопутствующие ему Р. были разгромлены в основном в нач. 1930-х гг., хотя нек-рые общины легально существовали еще неск. лет (в Ленинграде до 1943), а мн. его сторонники ушли в подполье. В оппозиции к митр. Сергию находился также митр. Кирилл (Смирнов), запрещенный в священнослужении в 1934.

В 1920-40-е гг. существовало также движение «непоминающих», официально не отделившихся от митр. Сергия, но фактически находившихся в оппозиции к нему. Значит. часть «непоминающих» последовала за своим признанным лидером еп. Афанасием (Сахаровым), признавшим в 1945 избрание патриарха Алексия (Симанского).

Начиная с сер. 1920-х гг. часть церк. деятелей перешла на нелегальное положение, образовав т. н. «катакомбную Церковь». Церк. расколы в эмиграции привели к возникновению т. н. «Рус. Заруб. Церкви». Во время Вел. Отеч. войны на Украине еп. Поликарпом (Сикорским) была создана Автокефальная Правосл. Церковь, в к-рую вошли и остававшиеся священники-самосвяты. Эта Церковь просуществовала до освобождения Украины от нем. оккупации, после чего большая часть ее духовенства оказалась в эмиграции.

В 1989 на Украине была возрождена Укр. Автокефальная Церковь, к-рую возглавил приехавший из эмиграции митр. Мстислав (Скрыпник), избранный патриархом.

В 1992 о своем разрыве с Моск. Патриархией объявил Киевский митр. Филарет (Денисенко). Попытки объединения его с Укр. Автокефальной Церковью не удалась, и митр. Филарет заявил об образовании т. н. Киевского Патриархата. В кон. 1980-х гг. на терр. быв. СССР возникают приходы Рус. Заруб. Церкви, объединенные в наст. время в неск. епархий.

Лит.: Иоанн, митрополит. Церковные расколы в Русской церкви 20-х и 30-х годов XX столетия - Григорианский, Ярославский, Иосифлянский, Викторианский и другие, их особенности и история. Сортавала, 1993.