РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

РАПСОДИЯ

РАПСОДИЯ

РАПСОДИЯ РАПСОДИЯ - инструментальное или изредка вокально-инструментальное произв. свободной формы с чередованием разнохарактерных эпизодов на народно-песенном мат-ле. В 19 в. возрождается под влиянием эстетики романтизма с присущим ей интересом к нац. фольклору. Поначалу Р. предназначалась чаще всего для фп. и напоминала фантазию на народные темы (19 венгерских Р. Ф. Листа). Позднее Р. приблизилась к поэмам (И. Брамс), сольным концертам для фп. с оркестром («Украинская Р.» С.М. Ляпунова, «Р. на тему Паганини» С.В. Рахманинова), к кантатам (Р. «Киргизия» для солиста, хора и оркестра А.В. Мосолова). Поскольку в Р. обычно оркестровое развитие происходит в тесной связи с выявлением особенностей фольклорного муз. языка, она неизменно привлекала композиторов в период становления и развития нац. школ. Для оркестра А.К. Глазунов создал «Восточную Р.»; Н.Я. Мясковский - «Славянскую Р.»; М.М. Ипполитов-Иванов - «Армянскую Р.»; А.И. Хачатурян - три концерта-Р. (для скрипки с оркестром, для виолончели с оркестром, для фп. с оркестром); А.Т. Гречанинов - «Р. на русские темы» (вариант для скрипки и фп.); С.Н. Василенко - «Красноармейскую Р.» и «Славянскую Р.», М.С. Вайнберг «Молдавскую Р.» и «СлавянскуюР.»;В.Н. Кнушевицкий - три «Русские Р.», «Еврейскую Р.» и «Молдавскую Р.» (для эстрадного оркестра); Р.Г. Бойко - «Волжскую Р.», «Гуцульскую Р.», «Цыганскую Р.» (для фп. с оркестром), «Карпатскую Р.» (для скрипки с оркестром); С.М. Слонимский - «Еврейскую Р.» (для фп. с оркестром); Б.А. Чайковский - «Славянскую Р.». Р. для фп. создана Ю.Г. Крейном и Г.П. Дмитриевым, «Цыганская Р.» для скрипки и фп. - А.П. Петровым.