РАПСОДИЯ - инструментальное или изредка вокально-инструментальное
произв. свободной формы с чередованием разнохарактерных эпизодов на народно-песенном
мат-ле. В 19 в. возрождается под влиянием эстетики романтизма с присущим
ей интересом к нац. фольклору. Поначалу Р. предназначалась чаще всего для
фп. и напоминала фантазию на народные темы (19 венгерских Р. Ф. Листа).
Позднее Р. приблизилась к поэмам (И. Брамс), сольным концертам для фп.
с оркестром («Украинская Р.» С.М. Ляпунова, «Р. на тему Паганини» С.В.
Рахманинова), к кантатам (Р. «Киргизия» для солиста, хора и оркестра А.В.
Мосолова). Поскольку в Р. обычно оркестровое развитие происходит в тесной
связи с выявлением особенностей фольклорного муз. языка, она неизменно
привлекала композиторов в период становления и развития нац. школ. Для
оркестра А.К. Глазунов создал «Восточную Р.»; Н.Я. Мясковский - «Славянскую
Р.»; М.М. Ипполитов-Иванов - «Армянскую Р.»; А.И. Хачатурян - три концерта-Р.
(для скрипки с оркестром, для виолончели с оркестром, для фп. с оркестром);
А.Т. Гречанинов - «Р. на русские темы» (вариант для скрипки и фп.); С.Н.
Василенко - «Красноармейскую Р.» и «Славянскую Р.», М.С. Вайнберг «Молдавскую
Р.» и «СлавянскуюР.»;В.Н. Кнушевицкий - три «Русские Р.», «Еврейскую Р.»
и «Молдавскую Р.» (для эстрадного оркестра); Р.Г. Бойко - «Волжскую Р.»,
«Гуцульскую Р.», «Цыганскую Р.» (для фп. с оркестром), «Карпатскую Р.»
(для скрипки с оркестром); С.М. Слонимский - «Еврейскую Р.» (для фп. с
оркестром); Б.А. Чайковский - «Славянскую Р.». Р. для фп. создана Ю.Г.
Крейном и Г.П. Дмитриевым, «Цыганская Р.» для скрипки и фп. - А.П. Петровым.