РАКА - в христ. церкви - гробница, монумент, ларец для хранения
мощей святых. В Евангелии упоминается о существовании у иудеев Р., служивших
для хранения праха праведников (Матф., XXIII, 29). Для христ-ва с нач.
его возникновения было характерно уважение к останкам своих святых и мучеников.
После прекращения гонений на христиан тайное поклонение уступило место
созданию украшенных Р., первонач. имевших вид монументов. На Западе, особенно
в 7 в., были распространены роскошные, богато оформленные Р., содержащие
в себе мощи святых. Часто они имели особенную форму (башни, замка и т.
п.). На Руси Р. появились в 11 в. и сначала были каменными. Многие Р. выполнялись
из обильно позолоч. серебра, с чеканкой отдельных фигур, групп, воспроизводили
картины библейской или церк. истории. Рисунки древних Р. высоко ценятся
как произв. иск-ва, их изуч. посвящено множество иссл. В православной церкви
Р. обычно имеет форму продолговатого большого ларца, в к-рый мощи помещали
вместе с гробом. Привозимые из Константинополя частицы святых мощей хранились
каждая в особом ковчежце, к-рый иногда также наз. Р. В дальнейшем мощи
рус. святых помещались в гл. храмах монастырей. Их укладывали в особые
Р., украш. серебром и золотом, и устанавливали в нишах, чаще всего на возвышении
и под специально устроенным балдахином - «сенями». Р. рус. святых обязательно
сохраняют форму четырехугольного ковчега, удлиненного в меру роста святого.
Лик и рука святого могут быть открыты или закрыты. Если мощи закрыты, находятся
«под спудом», поверх Р. имеется живописное или живописно-чеканное изображение
святого, покрытое особым покрывалом из парчи, атласа или бархата. Нек-рые
Р. являются выдающ. произв. иск-ва: Р. св. Зебальда в Зебальдускирхе в
Нюрнберге (бронза, 1508-19, скульпторы П. Фишер и сыновья); Р. Сергия Радонежского
в Троицком соборе Троицс-Сергиевой лавры (серебро, 16 в., сени выполнены
из серебра в 18 в.); Р. Александра Невского (серебро, 18 в.).