РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

РАЙ

РАЙ

РАЙ РАЙ - в христианстве - сооб-во избранников в блаженной вечной жизни. Само сл. Р. имеет персидское происхождение и означает «сад». У персидских вельмож и царей были обширные парки со зверями, предназнач. для охоты. Представление о Р. и блаженстве находящихся в нем людей характерны для мн. народов. Так, у персов, исповедовавших зороастризм, благочестивые почитатели Ормузда, выполняющие все требования религии, после смерти попадают в светлое место, в царство Ормузда, т.е. в Р. Представление греков о золотом веке и райском блаженстве первых людей в наиб. полном виде выражены в «Трудах и днях» Гесиода. У др. греков существовало представление об Элизиуме, где после смерти живут герои, праведники и благочестивые люди.

В библейской Кн. Бытия Р. названо место пребывания первого человека: «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке и поместил там человека, которого создал» (11, 8). В др. местах Библии Р. наз. «садом Божьим» или «садом Эдема», а также просто Эдемом. Поток, орошавший Эдем, был источником четырех рек - Фисона, Геона, Тигра и Евфрата. Комментаторы Библии полагают, что библейский Р., несомненно, находился где-то в южной части Месопотамии, между Вавилоном на севере и Персидским заливом на юге.

Небесный Р. у христиан - это царство, уготованное Богом от начала мира, где в ожидании воскресения и всеобщего суда обитают души праведников и святых, не зная болезней и печалей и ощущая лишь блаженство и радость. Упоминание о Р. в Св. Писании весьма кратки, в Н. Завете Иисус Христос наз. его «домом отца моего». Апокалипсис Иоанна рисует Р. небесным Иерусалимом, городом без печали и смерти. В Св. Писании Р. назван «святым местом», «местом славы», «царством небесным», «лоном Авраамовым» и т. п. Отцы Церкви учат, что души святых в райских обителях пользуются их благами не одинаково, а соотв. их достоинству. Святые, находящиеся в Р., молятся о живых и не достигших праведности умерших. Учение о Р. окончательно было возведено в догмат церкви Халкедонским (451) и 2-м Никейским соборами. Протестанты критиковали представление о существовании Р. только на небесах, говоря о всеприсутствии Бога. Католичество считает Чистилище промежуточным звеном между раем и адом, в к-ром души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но и не отягченные смертными грехами, проходят через очищающий огонь. Православие не признает Чистилища. Учение о Р. резюмируется Православной Церк-вью в литургич. пам. и погребальных молитвословиях. Попытки нек-рых правосл. богословов трактовать Р. в аллегорич. духовном понимании отвергнут совр. офиц. православием. Образ небесного Р. и небесного города Иерусалима стал одним из наиб. ярких образов в христ. иск-ве, лит-ре и философии.