РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
С. В. Рахманинов
Фортепианное иск-во Р. являет собой одно из высших мировых достижений в обл. исполнительства. Сохранившиеся записи выступлений Р. и воспоминания современников свидетельствуют об огромной выразительной силе, властной мощности и одновременно тончайшей нежности воздействия Р.-пианиста. Те же качества определяют и искусство Р.-дирижера, интерпретатора симфонических и оперных произв.
Р. до дек. 1917 жил в России, затем за границей (Франция, США), что, однако, не помешало композитору до конца жизни сохранить духовную связь с родиной. Творчество Р. глубоко национально, целиком обусловлено рус. образностью, интонационными связями с рус. песенностью и знаменным распевом, традициями рус. муз. классики в органичном сочетании с лучшими достижениями зап.-европ. музыки. Обращаясь к разл. муз. жанрам, Р. дал новые импульсы развитию крупных форм (симфонии, концерты), открыл богатые выразительные возможности в обл. камерных форм (оперы, произведения для фп., романсы).
Творчество Р. охватывает практически все муз. жанры. Основными среди них являются произв. для фп. и особ. концерты. Всего Р. написано 4 концерта (1 - 1891, вторая ред. - 1917; 2 - 1901; 3 - 1909; 4 - 1914-26) и близкая к типу концерта Рапсодия на тему Паганини для фп. с оркестром (1934). Небывалая фортепианная виртуозность и «состязание» в концертах сольной и оркестровой партий развертывают драматургически сложное и масштабное противостояние двух начал, необыкновенной красоты мелодии рисуют впечатляющие поэтические картины. «Концертное» начало присутствует в фортепианных сонатах и др. фортепианных произв. Р. Его прелюдиям, муз. моментам, экспромтам, этюдам-картинам в равной мере свойственны яркая живописность, тончайший колорит и виртуозный размах.
Симфоническое творчество Р. продолжает традиционное для рус. музыки развитие симфонического цикла (3 симфонии: 1 - 1895; 2 - 1906; 3 -1936), программной поэмы (фантазия «Утес» по М. Лермонтову, 1893; поэма «Остров мертвых» по картине А. Беклина, 1909 и др.), сюиты (Симфонические танцы, 1940).
Вокальные жанры в творчестве Р. отличаются многообразием жанров и форм. 3 оперы («Алеко»; «Скупой рыцарь» по А.С. Пушкину, 1904; «Франческа да Римини» по Данте, либретто М.И. Чайковского, 1904) закладывают традиции камерной оперы, с характерными для этого жанра тщательностью и изысканностью муз. письма. Светские хоровые произведения (кантата «Весна» на ст. Н.А. Некрасова, 1902; поэма «Колокола» на ст. Э. По, 1913; «Три русские песни», 1926) стилистич. связаны с духовными хоровыми сочинениями Р. (Литургия Иоанна Златоуста, 1910; Всенощное бдение, 1915), воплощающими многовековые хоровые традиции рус. иск-ва с их предельным вниманием к мельчайшим изгибам мелодической речи и способностью в строгом унисоне или пышной декоративности многоголосия сохранять вдохновенную искренность. Романсам Р., к созданию к-рых композитор обращался на протяжении всей жизни (более 80 произв.), свойственны изящная «акварельность» («Сирень», «У моего окна», «Здесь хорошо»), восторженная живописность («Весенние воды», «Эти летние ночи»), ориентальная изысканность («Не пой, красавица»), захватывающий драматизм («Диссонанс»). Особое место среди романсов занимает гениальный «Вокализ», открывший традицию художеств. развития жанра вокализа врус. музыке (Н.К. Метнер, P.M. Глиэр и др.).
Среди камерно-инструментальных произв. Р. выделяются элегическое трио «Памяти великого художника» (1893, посв. П.И. Чайковскому) и соната для виолончели и фп. (1901).
Соч.: Рахманинов С.В. Литературное наследие. В 3-х тт. М., 1978-1980.
Лит.: Келдыш Ю.В. Рахманинов и его время. М., 1973; Брянцева В.Н. С.В. Рахманинов. М., 1976.