РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ПУДОВКИН Вс. Илларионович

ПУДОВКИН Вс. Илларионович

ПУДОВКИН Вс. Илларионович ПУДОВКИН Вс. Илларионович (1893-1953) - реж. и актер кино, один из создателей теории монтажа и всей эстетики монтажного кинематографа 1920-х гг. Учился на физ.-мат. ф-те Моск. ун-та, с 1920 занимался в Госкиношколе (впоследствии ВГИК) у В. Гардина. В качестве актера, сценариста, художника, сореж. участвует в создании ф.-агиток: «В дни борьбы» (1920, реж. И. Перестиани), «Серп и Молот» (1921, реж. Гардин), «Голод.., голод.., голод» (1921, реж. Гардин и П.) и др.

С 1922 П. - в мастерской Л.Кулешова. В качестве актера и худож.-декоратора участвовал в его ф.: «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924, роль Жбана), «Луч смерти» (1925, автор сценария и роль фашиста Патера Рево). В 1925 по своему сценарию поставил науч.-попул. ф. «Механика головного мозга», в занимательной кинематогр. форме интерпретирующий учение И. Павлова об условных рефлексах. Короткометр. комедия «Шахматная горячка» (1925, совм. с Н. Шпиковским) была приурочена к проходившему в Москве в 1925 междунар. шахматному турниру. В ф. запечатлены гроссмейстеры, приезжавшие на турнир, в т. ч. Х.Р. Капабланка, снимались известные актеры В. Фогель, А. Кторов, И. Коваль-Самборский, а также и реж. Я. Протазанов, Ю. Райзман, Б. Барнет. С этого ф. начинается сотрудничество П. с оператором А. Головней. Ф. «Мать» (1926) - вторая в сов. кино экранизация романа М. Горького (после ф. реж. А. Разумного, 1919), вошедший в число 12 лучших ф. мира, поставлен по сценарию Н. Зархи, сотрудничество с к-рым П. продолжится и в дальнейшем. Ф. в поэтически-обобщенной форме рассказывал историю человека, вовлеченного в движение масс. Выразит. яз. ф. сочетался с психол. тонкой разработкой характеров у В. Барановской (Ниловна) и Н. Баталова (Павел Власов). Роль полицейского офицера исполнил П. Худож. открытия и реж. принципы ф. «Мать» получили дальнейшее развитие в ф. П. «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингис-хана» (1929, за рубежом -«Буря над Азией», по роману И. Новокшонова).

После ф. «Простой случай» (1930, вып. - 1932) П. ставит звуковой ф. «Дезертир» (1933). Крупной актерской работой П. стало участие в сов,-герм. ф. «Живой труп» (1929, реж. Ф. Оцеп, роль Феди Протасова). Реж. деят-ность П. во 2-й пол. 30-х гг. связана с постановкой ист. ф. «Минин и Пожарский» (1939, по нов. В. Шкловского «Русские в начале 17 века») и «Суворов» (1941, совм. с М. Доллером). Цикл ф. на мат-ле героич. прошлого рус. народа в послевоен. годы продолжен ф. «Адмирал Нахимов» (1946, приз на МКФ в Венеции и на МКФ в Локарно, 1947). В годы войны П. снимает ф. «Пир в Жирмунке» (1941, совм. с М. Доллером) для «Боевого киносборника» № 6, «Во имя Родины» (1943, по пьесе К. Симонова «Русские люди», совм. с Д. Васильевым, в роли нем. ген. - П.). Работает над антифаш. ф. «Убийцы выходят на дорогу» (1942, совм. с Ю. Таричем, по пьесе Б. Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи», на экран выпущен не был).

ПУДОВКИН Вс. Илларионович

Кадр из фильма В.И. Пудовкина «Мать»

В 1950 совм. с С. Юткевичем и А. Птушко П. снимает ф. «Три встречи», в 1951 - «Жуковский» (совм. с Д. Васильевым). Последняя работа П. - ф. «Возвращение Василия Бортникова» (1953, по ром. Г. Николаевой «Жатва», оператор С. Урусевский) предвосхитил мн. ф. рубежа 50 - 60-х гг., в основе к-рых лежат «простые истории» чел. взаимоотношений, личных судеб и семейных драм. Снова, как в немых ф. 20-х гг., П. использует иск-во выразит. детали как средство психол. характеристики. Лишенные привычного для кинематографа тех лет пафоса, актерские работы убедительно точны. Деревенская жизнь на экране не выглядит лакированной и показушной (приз на МКФ в Риме, 1953).

Соч.: Собр. соч.: В 3 т. М., 1974-1976; Кинорежиссер и киноматериал. М.; Л., 1926; Киносценарий. Теория сценария. М., 1926; Актер в фильме. Л., 1934; Избр. статьи. М., 1955; Проблема ритма в моем первом звуковом фильме //Вопр. киноиск-ва. М., 1958.

Лит.: Иезуитов Н. Пудовкин: Пути творчества. М.; Л., 1937; Марьямов А. Народный артист СССР Всеволод Пудовкин. М., 1952; Юткевич С. Режиссерское мастерство Вс. Пудовкина в фильме «Мать» //Учен. зап. ВГИК. М., 1959. Вып. 1; Караганов А. Всеволод Пудовкин. 2-е изд. М., 1983; Пудовкин в воспоминаниях современников. М., 1989.