ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - 1) В лит-ведении возникла во 2-й пол.
19 в. Ее истоки - культурно-ист. школа и психология: объяснение лит. явлений
следует искать не только в среде, но прежде всего - в психол. складе писателей
и народа. Рус. П.Ш. имеет основание в учении А.А. Потебни. Исходя из тезиса,
что проблема «мысль и язык» д.б. рассмотрена как проблема происхождения
и развития яз. и слова, а это в первую очередь изучение процесса «перевода»
субъективных представлений человека в объективные при помощи слова, Потебня
полагал, что изучение этого процесса возможно лишь в соединении методов
сравнит.-ист. яз.-знания с методами психологии. Идеи Потебни развивали
его ученики, группировавшиеся вокруг сб-ков «Вопросы философии и психологии»
(1889-1918): Л. Овсянико-Куликовский, А. Горнфельд, В. Харциев, Т. Райнов
и др. 2) В этнографии (этнопсихологическая школа, психологическая антропология,
«культура-личность») - междисциплинарное направление, возникшее в 1930-х
гг. в амер. культурной антропологии в целях изучения особенностей психич.
склада и поведения людей, обусловл. их нац. принадлежностью или этнич.
общностью, в т. ч. природу, закономерности формирования и функции нац.
самосознания и этнических стереотипов. Последователи П.Ш. пытались объяснить
этнические различия и динамику этнокультурных систем либо с позиций культурного
детерминизма школы Ф. Боаса, считавшего, что характер индивида формируется
исключительно в результате воспитания (Р. Бенедикт, М. Мид), либо с помощью
неофрейдистской теории базовой (модальной) личности, выводившей свойства
нац. характера из т. н. базовой (осн.) личности, к-рая ассоциировалась
с типичными для данного этноса способами социализации детей (А. Кардинер,
Р. Линтон, Э. Сэпир, И. Халлоуэл). П.Ш. внесла существ. вклад в сравнит.
иссл. этнич. особенностей психофизиологии, памяти, эмоций, речи, в иссл.
этнич. особенностей социализации детей (и прежде всего в плане психосекс.
развития ребенка), ритуализации и символизации невербальных способов коммуникации.
Вместе с тем для П.Ш. характерна абсолютизация индивидуально-личностных
аспектов этнической психологии, игнорирование различий между индивид. и
обществ. сознанием и недооценка соц.-экон. факторов развития этносоц. систем.
Кроме того, наблюдается абсолютизация межкультурных и недооценка внутрикультурных
различий между индивидами. В 1950 П.Ш. испытала серьезное влияние со стороны
бихевиоризма (теория научения). В наст. время П.Ш. ориентируется на комплексное
изучение детства в условиях разл. культур и расширяет этноэтологич. иссл.,
проявляя интерес к применению принципов культурно-ист. школы Л.С. Выготского.
Лит.: Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978; Белик
А.А. Психологическое направление в этнологии США: От исследования «культура-и-личность»
к психологической антропологии // Этнология в США и Канаде. М., 1989; Белик
А.А. Психологическая антропология: некоторые итоги развития // Этнологическая
наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М.,1991.