РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - 1) В лит-ведении возникла во 2-й пол. 19 в. Ее истоки - культурно-ист. школа и психология: объяснение лит. явлений следует искать не только в среде, но прежде всего - в психол. складе писателей и народа. Рус. П.Ш. имеет основание в учении А.А. Потебни. Исходя из тезиса, что проблема «мысль и язык» д.б. рассмотрена как проблема происхождения и развития яз. и слова, а это в первую очередь изучение процесса «перевода» субъективных представлений человека в объективные при помощи слова, Потебня полагал, что изучение этого процесса возможно лишь в соединении методов сравнит.-ист. яз.-знания с методами психологии. Идеи Потебни развивали его ученики, группировавшиеся вокруг сб-ков «Вопросы философии и психологии» (1889-1918): Л. Овсянико-Куликовский, А. Горнфельд, В. Харциев, Т. Райнов и др. 2) В этнографии (этнопсихологическая школа, психологическая антропология, «культура-личность») - междисциплинарное направление, возникшее в 1930-х гг. в амер. культурной антропологии в целях изучения особенностей психич. склада и поведения людей, обусловл. их нац. принадлежностью или этнич. общностью, в т. ч. природу, закономерности формирования и функции нац. самосознания и этнических стереотипов. Последователи П.Ш. пытались объяснить этнические различия и динамику этнокультурных систем либо с позиций культурного детерминизма школы Ф. Боаса, считавшего, что характер индивида формируется исключительно в результате воспитания (Р. Бенедикт, М. Мид), либо с помощью неофрейдистской теории базовой (модальной) личности, выводившей свойства нац. характера из т. н. базовой (осн.) личности, к-рая ассоциировалась с типичными для данного этноса способами социализации детей (А. Кардинер, Р. Линтон, Э. Сэпир, И. Халлоуэл). П.Ш. внесла существ. вклад в сравнит. иссл. этнич. особенностей психофизиологии, памяти, эмоций, речи, в иссл. этнич. особенностей социализации детей (и прежде всего в плане психосекс. развития ребенка), ритуализации и символизации невербальных способов коммуникации. Вместе с тем для П.Ш. характерна абсолютизация индивидуально-личностных аспектов этнической психологии, игнорирование различий между индивид. и обществ. сознанием и недооценка соц.-экон. факторов развития этносоц. систем. Кроме того, наблюдается абсолютизация межкультурных и недооценка внутрикультурных различий между индивидами. В 1950 П.Ш. испытала серьезное влияние со стороны бихевиоризма (теория научения). В наст. время П.Ш. ориентируется на комплексное изучение детства в условиях разл. культур и расширяет этноэтологич. иссл., проявляя интерес к применению принципов культурно-ист. школы Л.С. Выготского.

Лит.: Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978; Белик А.А. Психологическое направление в этнологии США: От исследования «культура-и-личность» к психологической антропологии // Этнология в США и Канаде. М., 1989; Белик А.А. Психологическая антропология: некоторые итоги развития // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М.,1991.