РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ПРОПОВЕДЬ

ПРОПОВЕДЬ

ПРОПОВЕДЬ ПРОПОВЕДЬ - речь назидат. характера, произносится в церкви во время богослужения вслед за литургией, разъясняет слушающим учение Иисуса Христа и является эмоционально окрашенным поучением о догматах веры и правилах религ. нравственности. Священное Писание и церк. предание указывает на прототипы и разновидности христ. П. Такими П. (или их прототипами) были глоссолалия, способность, часто в состоянии экстаза, говорить на языках, неизвестных говорящему; профития, произносимая в более спокойном состоянии, стройно и общепонятно, и дидаскалия, рефлексивный, управляемый разумом вид учительства, содержащий рассуждения и опирающийся не только на чувство, но и на логику. Постепенно этот последний вид П. вытесняет глоссолалию и профитию.

Христ. П. возникла в результате переосмысления античной философии и иудейской П. и достигла расцвета в 4-5 вв. н. э. (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст). Теоретич. основы христ. П. впервые сформулировал бл. Августин (354 - 436). В ср. века П. стала одним из осн. лит. жанров (Бернар Клервоский, Франциск Ассизский и др.). Большой толчок развитию П. дала Реформация. М. Лютер и др. деятели протестантизма считали, что П. является самой существенной частью богослужения. Яркие образцы П. дало и рус. православие - произв. митрополитов и епископов Иллариона, Кирилла Туровского, Се-рапиона Владимирского, Стефана Яворского, Феофана Прокоповича, Платона (Левшина), Филарета (Дроздова) и др.

В богословии учение о П. составляет особую науку П. - гомилетику. Церк. учение о П. опирается, по мнению его авторов, на слова Иисуса Христа и апостолов. Богословы считают, что по сути П. отличается от светского произв. ораторского иск-ва, однако с 19 в. П. часто рассматривали как акт культа в слове, подчиненный общим эстетич. и логич. канонам ораторского иск-ва. Гл. ее сила - «благодать», даруемая проповеднику таинством. Церк. каноны дают право П. только лицам, имеющим «благодать священства», епископам и пресвитерам. Проповедуя, они должны иметь на себе знаки «благодатных полномочий» - омофор (епископ) или епитрахиль (священник).

От литургийной П. церковь отличает внебогослужебную П., совершаемую в храме или даже в др. помещении. Такая П. не является церк. богослужением, а представляет собой отправление пастырских обязанностей священника. С разрешения епископа внебогослужебную П. может прочитать лицо, не имеющее сана священника (напр., студенты дух. уч. заведений). В православии допускается произнесение П. мирянами, однако только с разрешения местного епископа и под его надзором. Мистики и рус. хлысты считают П. результатом вдохновения, дарованного Св. Духом каждому христианину.

ПРОПОВЕДЬ

Проповедь в Троицком соборе Московского Свято-Данилова монастыря

В переносном смысле П. называют какое-либо наставление, нравоучение, устное или письм. изложение и распространение к.-л. учения, объяснение слушателям его идейного содержания.