ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА - область дизайна: вид прикладной худож.
графики, используемый для нужд сферы произ-ва и сбыта пром. товаров, а
также в сфере управления произ-вом. К П.Г. относятся упаковки, этикетки,
товарные ярлыки, фирм. знаки, рекламные издания, бланки и пр. Часто П.Г.
является составной частью торг.-пром. рекламы. П.Г. включается в систему
худож. конструирования (дизайн-графики). Прообразом П.Г. были клейма и
торг. марки, как вид иск-ва она родственна плакату, афише, меню, вывеске.
Как отд. область иск-ва П.Г. сложилась на рубеже 19-20 вв., в это же время
появилось представление о фирменном стиле. Родившаяся в эпоху модерна,
устремленная ко всеобщей эстетизации быта, П.Г. сразу получила развитие,
затем эволюционировала вместе с др. иск-вами к функционализму и т. д. В
России П.Г. занимались художники модерна, большой вклад в нее внесли конструктивисты
и функционалисты - Эль Лисицкий, В.В. Маяковский, A.M. Родченко, позже
Е.Е. Лансере и Кукрыниксы. С 1930-х гг. рус. сов. П.Г. приходит в упадок,
сохраняясь гл. обр. в упаковках отд. товаров, напр. кондитерских изделий.
С концом сов. эпохи в 1990-х гг. началось бурное возрождение П.Г., отмеченное
освоением опыта зарубежного дизайна, активным возрождением стилистики модерна
и обилием китч-продукции.