ПРОЛОГ (от греч. - перед и слово, речь) - вступит. раздел оперного,
балетного или драматич. спектакля. В опере 17-18 вв. П. представлял собой
сюжетно не связанную с основным действием символико-аллегорическую сцену,
насыщенную актуальными аллюзиями на конкретное лицо или событие, с к-рым
связывалась данная постановка (напр., приуроченное к коронации Елизаветы
Петровны в 1742 в Москве исполнение оперы И.А. Хассе «Титово милосердие»
предварялось П. «Россия по печали паки обрадованная» Я. Штелина на музыку
Д. Далолио). В муз. т-ре 19 в., развивавшемся под знаком стремления к взаимосвязи
всех компонентов муз.-драматич. целого, П. становится частью действия («Борис
Годунов» М.П. Мусоргского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Спящая
красавица» П.И. Чайковского), иногда разрастаясь до размеров самостоятельного
произв. (опера «Золото Рейна» Р. Вагнера как П. к тетралогии «Кольцо нибелунга»,
опера «Боярыня Вера Шелога» Римского-Корсакова - в аналогич. функции по
отношению к «Псковитянке»). Иногда П. встречается в оперных сочинениях
20 в. («Любовь к трем апельсинам» С.С. Прокофьева, «Лулу» А. Берга).