РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
П. чрезвычайно активно и плодотворно работал во всех муз. жанрах, смело преобразовывая и обновляя традиционную образность и выразит. средства. Важнейшие достижения связаны с муз. т-ром - оперой и балетом, где П. выступил как реформатор сценич. жанров. Большинство опер написано на лит. сюжеты («Игрок» по Ф.И. Достоевскому, 1916; «Любовь к трем апельсинам» по К. Гоцци, 1919; «Огненный ангел» по В.Я. Брюсову, 1927; «Войнаимир» по Л.Н. Толстому, 1952 и пр.). В операх П. расширяет границы основного жанра, привнося в драматургию и муз. яз. худож. приемы, создающие напряженное сквозное развитие, расширяющие выразит. возможности вокальных партий. Благодаря балетам П. изменилось само понимание жанра, простирающегося от муз. сказки («Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», 1920; «Золушка», 1944; «Сказ о каменном цветке» по П.П. Бажову, 1950) до сложного драматич. действа, предполагающего новаторское хореографич. решение («Стальной скок», 1925; «Блудный сын», 1928), и шекспировской трагедии («Ромео и Джульетта», 1936).
С. С. Прокофьев. Худ. А. Матисс. 1921
Велико значение симфонич. произв. П., образное и драматургическое решение к-рых тесно связано с театр. музыкой. П. разнообразно интерпретирует традиционные симфонич. жанры, создав, наряду с 7-ю симфониями, Симфониетту (окончат. ред. 1929); сюиты на основе театр. произв.: «Ала и Лоллий» (из балета, 1915), «Любовь к трем апельсинам» (из оперы, 1934), «Поручик Киже» (из музыки к к/ф, 1934) и пр.; разнообразные симфонич. увертюры (Русская увертюра, 1936); симфонич. сказку («Петя и волк», 1936) и др. Близки к масштабным симфонич. соч. инструмент. концерты П. (5 фп. концертов, концерты для виолончели и др.). Большое место в творчестве П. занимают кантатно-ораториальные произв. Хотя большая часть из них создавалась «по случаю» (кантата «К 20-летию Октября» на тексты Маркса, Энгельса, Ленина 1937), в лучших своих образцах данный жанр, синтезируя театр. и инструмент. принципы развития, открывает новые драматургич. возможности. Одним из популярнейших сочинений П. стала кантата «Александр Невский» (1939), в основе к-рой - музыка к одноименному к/ф С.М. Эйзенштейна (1938).
Благодаря П., образно и технически обогащается фп. музыка, обретая в миниатюрах новые фактурные приемы, функциональное переосмысление («Сарказмы», 1912; «Мимолетности», 1915; «Сказки старой бабушки», 1918 и др.), в 9-ти сонатах - драматургич. преображение цикла. П. является также автором музыки к драматич. спектаклям («Борис Годунов», 1936; «Евгений Онегин», 1936 и др.); к/ф («Пиковая дама», 1938; «Иван Грозный» , 1942 и др.), обработок нар. песен (2 тетради рус. нар. песен, 1944 и др.). Нар. артист РСФСР (1947). Член академии «Санта-Чечилия» в Риме (1934), Шведской Королевской муз. академии (1947), поч. чл. «Умелецкой беседы» в Праге (1946). Лауреат Ленинской премии СССР (1957, посмертно, за симфонию № 7). Лауреат Гос. премий СССР (1943, 1946, 1947, 1951).
Лит.: Нестьев И.В. Жизнь Сергея Прокофьева. М., 1973; Мартынов И. И. С.С. Прокофьев. Жизнь и творчество. М., 1974; Прокофьев С.С. Дневник, письма, беседы, воспоминания. М., 1991.