РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ПРОКОФЬЕВ Серг. Серг.

ПРОКОФЬЕВ Серг. Серг.

ПРОКОФЬЕВ Серг. Серг. ПРОКОФЬЕВ Серг. Серг. (1891-1953) - композитор, пианист, дирижер. Занятия музыкой в детстве проходили под рук-вом матери, по композиции П. консультировали С.И. Танеев, P.M. Глиэр. Первые муз. пьесы написаны в 5 лет, ко времени поступления в конс. П. был автором 4 опер, симфонии, фп. пьес и др. произв. Образование П. получил в Петерб. конс., к-рую окончил в 1909 по кл. композиции у А.К. Лядова (занятия инструментовкой у Н.А. Римского-Корсакова), в 1914 - по кл. фп. у А.Н. Есиповой с присуждением премии А.Г. Рубинштейна за исполнение собств. 1-гофп. концерта). В период обучения занимался дирижированием в кл. Н.Н. Черепнина. В последующие годы много концертировал, в 1918 - 33 жил и работал за границей (США, Франция), совершая гастрольные выступления в СССР (1927, 1929, 1932). С 1933 - постоянно в СССР. Огромное дарование, творческая энергия, способность откликаться на все новейшие открытия в области искусства, стремление к поиску новых образно-выразит. средств определили роль П. в музыке 20 в. как одного из крупнейших композиторов-новаторов.

П. чрезвычайно активно и плодотворно работал во всех муз. жанрах, смело преобразовывая и обновляя традиционную образность и выразит. средства. Важнейшие достижения связаны с муз. т-ром - оперой и балетом, где П. выступил как реформатор сценич. жанров. Большинство опер написано на лит. сюжеты («Игрок» по Ф.И. Достоевскому, 1916; «Любовь к трем апельсинам» по К. Гоцци, 1919; «Огненный ангел» по В.Я. Брюсову, 1927; «Войнаимир» по Л.Н. Толстому, 1952 и пр.). В операх П. расширяет границы основного жанра, привнося в драматургию и муз. яз. худож. приемы, создающие напряженное сквозное развитие, расширяющие выразит. возможности вокальных партий. Благодаря балетам П. изменилось само понимание жанра, простирающегося от муз. сказки («Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», 1920; «Золушка», 1944; «Сказ о каменном цветке» по П.П. Бажову, 1950) до сложного драматич. действа, предполагающего новаторское хореографич. решение («Стальной скок», 1925; «Блудный сын», 1928), и шекспировской трагедии («Ромео и Джульетта», 1936).

ПРОКОФЬЕВ Серг. Серг.

С. С. Прокофьев. Худ. А. Матисс. 1921

Велико значение симфонич. произв. П., образное и драматургическое решение к-рых тесно связано с театр. музыкой. П. разнообразно интерпретирует традиционные симфонич. жанры, создав, наряду с 7-ю симфониями, Симфониетту (окончат. ред. 1929); сюиты на основе театр. произв.: «Ала и Лоллий» (из балета, 1915), «Любовь к трем апельсинам» (из оперы, 1934), «Поручик Киже» (из музыки к к/ф, 1934) и пр.; разнообразные симфонич. увертюры (Русская увертюра, 1936); симфонич. сказку («Петя и волк», 1936) и др. Близки к масштабным симфонич. соч. инструмент. концерты П. (5 фп. концертов, концерты для виолончели и др.). Большое место в творчестве П. занимают кантатно-ораториальные произв. Хотя большая часть из них создавалась «по случаю» (кантата «К 20-летию Октября» на тексты Маркса, Энгельса, Ленина 1937), в лучших своих образцах данный жанр, синтезируя театр. и инструмент. принципы развития, открывает новые драматургич. возможности. Одним из популярнейших сочинений П. стала кантата «Александр Невский» (1939), в основе к-рой - музыка к одноименному к/ф С.М. Эйзенштейна (1938).

Благодаря П., образно и технически обогащается фп. музыка, обретая в миниатюрах новые фактурные приемы, функциональное переосмысление («Сарказмы», 1912; «Мимолетности», 1915; «Сказки старой бабушки», 1918 и др.), в 9-ти сонатах - драматургич. преображение цикла. П. является также автором музыки к драматич. спектаклям («Борис Годунов», 1936; «Евгений Онегин», 1936 и др.); к/ф («Пиковая дама», 1938; «Иван Грозный» , 1942 и др.), обработок нар. песен (2 тетради рус. нар. песен, 1944 и др.). Нар. артист РСФСР (1947). Член академии «Санта-Чечилия» в Риме (1934), Шведской Королевской муз. академии (1947), поч. чл. «Умелецкой беседы» в Праге (1946). Лауреат Ленинской премии СССР (1957, посмертно, за симфонию № 7). Лауреат Гос. премий СССР (1943, 1946, 1947, 1951).

Лит.: Нестьев И.В. Жизнь Сергея Прокофьева. М., 1973; Мартынов И. И. С.С. Прокофьев. Жизнь и творчество. М., 1974; Прокофьев С.С. Дневник, письма, беседы, воспоминания. М., 1991.