РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Единств. науч. обоснованием теории моногенеза было бы доказательство единого происхождения всех предполагаемых макросемей, из к-рых происходят все яз. мира. Кроме представления о яз. как о божественном даре, существовали теории о зарождении яз. «естественным» путем. Так, идея о развитии яз. из звукоподражания была выдвинута еще стоиками (3 в. дон. э.). В 18 в. концепция стоиков была подхвачена и получила свое развитие в трудах Г.В. Лейбница и Ш. де Броса. О междометном П.Я. говорил Д. Локк; Э. Кондильяк в «Опыте происхождения человеч. знаний» (1746) пытался понять, как яз. мог произойти «естеств. образом», и выводил «язык возгласов» из «языка жестов». Он дал толчок последующим размышлениям о П.Я., в т. ч. «образной теории» Ж.-Ж. Руссо. И.Г. Гердер в «Трактате о происхождении языков» (1771) подчеркивал, что человек обладает яз. «уже как животное», но, в отличие от животных, человеку присущ разум, к-рый делает его способным к рефлексии, порождающей сначала внутренний, а затем и внешний человеческий яз. По мнению Ж. Монбоддо (1774), яз. - «выражение идей с помощью артикулированных звуков», он базируется на способности к «подражательной артикуляции». В. фон Гумбольдт рассматривает яз. как деят-ность коллективного человеческого духа. Э. Ренан в работе «О происхождении языка» (1848) полагал, что «язык вышел совершенно готовым из формы человеч. духа». Эволюцион. т. зр. на П.Я. связана с доказательством возможности перехода от «языка животных» к яз. человека, поскольку «человека отличает от низших животных не то, что он способен различать членораздельные звуки» (Ч. Дарвин). Рассматривал яз. как естеств. организм, эволюционирующий по биологич. законам, и А. Шлейхер. Широкое распространение получила также «трудовая теория» П.Я., к-рая вначале была выдвинута Л. Гейгером (1867) и разработана Л. Нуаре в книге «Орудие труда и его значение в истории развития человечества» (рус. пер. 1925). Согласно Нуаре, «трудом достигаемые модификации внешнего мира роднятся с теми звуками, к-рые сопровождают работу». Ж. Пиаже выдвинул гипотезу о стадиях развития сенсомоторного интеллекта, становления обобщенных схем действия, порождающих способность к символизации. Датский лингвист О. Есперсен распределил подобные теории на несколько типов: 1) теория «bow-wow»: речь возникла из подражания звукам окружающего мира, особенно крикам животных; 2) теория «pooh-pooh»: речь возникла из инстинктивных звуков, вызванных болью, злостью, радостью и пр. чувствами и эмоциями; 3) теория «ding-dong»: речь возникла из реакций человека на окружающий мир, из «речевых жестов», отражающих этот мир нек-рым образом (напр., при произнесении слова «мама» артикуляция имитирует движение губ при сосании); 4) теория «yo-he-ho»: речь возникла из ритмических выкриков, производимых человеком при совместной деятельности; 5) теория «1а-1а»: речь возникла из звуков, связанных с игрой и песней. Проблема возникновения первых слов появилась в античной яз.-ведческой традиции (вопрос о «правильности имен»). Известный спор о присвоении имен «по природе» и «по установлению» отразился в диалоге Платона «Кратил». Идея об «установителе имен» в новое время возникает у Ж.М. Дежсрандо, согласно к-рому в данной функции выступали при возникновении яз. нек-рые гении. По мнению Я. Гримма, язык был изобретен первой парой пралюдей, впоследствии был закреплен и отшлифован их потомками. Современные методы антропологии, палеоневрологии, приматологии позволяют сделать нек-рые выводы о том, в какое время человек мог обладать речью с физиологической т. зр. Так, формирование речевых зон левого полушария головного мозга относят к периоду ок. 500 - 400 тыс. лет до н. э. (синантроп), но это же полушарие отвечает не только за звуковую речь, но и за координацию движений обеих рук, т. е. может быть связано с «языком жестов». Развитие височно-лобных зон Homo sapiens sapiens позволяет заключить, что его яз. по основным чертам не отличался от последующих яз. мира. Артикуляционный аппарат неандертальца (70 - 35 тыс. лет до н. э.) аналогичен артикул. аппарату новорожденного ребенка, т. е. позволяет произносить лишь нек-рые звуки, подобные согласным губного или переднеязычного образования и нек-рые звуки, подобные гласным, среднего ряда среднего подъема. Устройство органов речи кроманьонца (35 тыс. лет до н.э.) примерно такое же, как у современного человека.
Лит.: История лингвистич. учений: Древний мир. Л., 1980; История лингвистич. учений: Средневековый Восток. Л., 1981; Донских О.А. Происхождение языка как филос. проблема. Новосибирск, 1984; История лингвистич. учений: Средневековая Европа. Л., 1985; История лингвистич. учений: Позднее средневековье. СПб., 1991; Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1985.