ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА - род инстр. произв. с объявленной (в виде
заглавия или в более развернутой вербальной форме) программой как «источником»
муз. драматургии. Программой не являются жанровые рубрики («вальс», «полька»)
или тексты вок. музыки. Хотя примеры программных соч. можно найти в музыке
16-18 вв. («Времена года» А. Вивальди, миниатюры франц. клавесинистов),
однако расцвет программности связан с эпохой романтизма и осуществился
на базе неск. предпосылок. Одной из них является идея синтеза иск-в, предполагающая,
что худож. языки (живопис., муз., пластич.) должны встретиться в лоне изначально
общего им смысла, преодолев различие своих субстанциональных воплощений
(«все искусства говорят об одном и том же»). Вторая предпосылка программности
- формирование к 19 в. автономного муз. яз., не нуждающегося в опоре на
внемуз. стимулы (слово, жест, обряд) и обладающего внепонятийной смысловой
полнотой, позволяющей «говорить» и о внемуз. реальности. Поэтому в действительности
программность инициирована не «недостатком» смысловых потенций музыки,
а их избытком. Источники программ инстр. музыки романтиков разнообразны:
произв. живописи («Картинки с выставки» М.П. Мусоргского), лит-ры (симфония
«К "Божественной комедии" Данте» Ф. Листа, увертюра «Ромео и Джульетта»
П.И. Чайковского), пластич. иск-в («Мыслитель» Ф. Листа), картины природы
(«Времена года» Чайковского) и др. Особый тип программы создан Г. Берлиозом
и представляет собой развернутый повествоват. сюжет («Фантастическая симфония»),
В обл. П.М. активно работали рус. композиторы М.И. Глинка, М.А. Балакирев,
М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин и др. Программа часто
являлась предлогом и стимулом к поиску неклассич. композиц. решений.