РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА - род инстр. произв. с объявленной (в виде заглавия или в более развернутой вербальной форме) программой как «источником» муз. драматургии. Программой не являются жанровые рубрики («вальс», «полька») или тексты вок. музыки. Хотя примеры программных соч. можно найти в музыке 16-18 вв. («Времена года» А. Вивальди, миниатюры франц. клавесинистов), однако расцвет программности связан с эпохой романтизма и осуществился на базе неск. предпосылок. Одной из них является идея синтеза иск-в, предполагающая, что худож. языки (живопис., муз., пластич.) должны встретиться в лоне изначально общего им смысла, преодолев различие своих субстанциональных воплощений («все искусства говорят об одном и том же»). Вторая предпосылка программности - формирование к 19 в. автономного муз. яз., не нуждающегося в опоре на внемуз. стимулы (слово, жест, обряд) и обладающего внепонятийной смысловой полнотой, позволяющей «говорить» и о внемуз. реальности. Поэтому в действительности программность инициирована не «недостатком» смысловых потенций музыки, а их избытком. Источники программ инстр. музыки романтиков разнообразны: произв. живописи («Картинки с выставки» М.П. Мусоргского), лит-ры (симфония «К "Божественной комедии" Данте» Ф. Листа, увертюра «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского), пластич. иск-в («Мыслитель» Ф. Листа), картины природы («Времена года» Чайковского) и др. Особый тип программы создан Г. Берлиозом и представляет собой развернутый повествоват. сюжет («Фантастическая симфония»), В обл. П.М. активно работали рус. композиторы М.И. Глинка, М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин и др. Программа часто являлась предлогом и стимулом к поиску неклассич. композиц. решений.