РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

Приключенческий фильм.

Приключенческий фильм.

Приключенческий фильм. Приключенческий фильм. Кадр из фильма "Секретная миссия". Реж. М. Ромм. 1950

П.Ф. пережил второе рождение в кино США 30-х гг. Произошло слияние П.Ф. с ф. ужасов и гангстерскими ф., появились новые экзотич. герои (Тарзан, Кинг Конг). Влияние гангстерских и криминальных картин США 30-40-х гг. ощутимо в нац. кинематографиях Европы 60-х гг. - начиная от интеллект. поисков франц. «новой волны» до «спагетти-вестернов», снятых итал. реж. под американизир. псевдонимами.

Наряду с этим в 50-60-е гг. существуют и нац. традиции - фильмы «плаща и шпаги» во Франции, «атмосферные» англ. П.Ф., ист.-приключенч. картины. Как атрибут массовой мифологии, П.Ф. окончательно утвердился в сер. 60-80-х гг. в сер. о Фантомасе, Джеймсе Бонде, Супермене, а позднее в трилогии «Звездные войны», в ф. о Рэмбо и Индиане Джонсе.

В рус. дорев. кино П.Ф. развивался в русле авантюрного сериала («Разбойник Васька Чуркин», «Сашка-семинарист»), приключенч. элементы проникали в сюжеты киномелодрам («Волжский дьявол», «Драма на "Самолете"»).

В 20-е гг. традиц. жанры были объявлены бурж. пережитком. П.Ф. лослерев. лет строились либо вокруг приключений иностранцев, попавших в Сов. Россию («Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», 1924; «Луч смерти», 1925; «Мисс Менд», 1926), либо под знаком эксцентрики («Похождения Октябрины», 1924). Вместе с тем один из первых сов. П.Ф. «Красные дьяволята» (1923) показывал гражд. войну через классич. авантюрные коллизии.

Особенности сов. П.Ф. определились в 30-е гг. В нормативной системе тоталитарного кино необходимые атрибуты приключенч. жанров чаще всего объяснялись двумя путями: необычностью географии действия («Золотое озеро», «Ущелье Аламасов», «Дети капитана Гранта») или происками вражеских шпионов («Джульбарс», «На границе», «Ошибка инженера Кочина»). В обоих случаях гл. действующим лицом выступал коллектив.

Отд. категорией сов. П.Ф. являются воен.-приключенч. картины. В 1947 вышел «Подвиг разведчика», принесший на сов. экран качеств. новый образ одинокого героя, на свой страх и риск действующего во вражеском тылу. Эту традицию развили «Секретная миссия» (1950), «Звезда» (1949, вып. 1953), а позднее - «Щит и меч» (1968), «Мертвый сезон» (1968), телесериалы «Вызываем огонь на себя» (1964), «Майор Вихрь» (1967) и особенно «Семнадцать мгновений весны» (1973).

В 1956 вышел один из первых сов. кинодетективов «Дело № 306». В ф. «Огненные версты» (1957) схема вестерна-путешествия переносилась на почву гражд. войны. П.Ф. 60-80-х гг. можно подразделить на воен.-приключенч., партиз., ист.-рев., ф. о милиции, полит. детективы. В 80-е гг. были предприняты попытки создания сов. ф.-катастроф («Экипаж», 1980; «Тревожное воскресенье», 1983; «Прорыв», 1986), в ф. о рев-ции и гражд. войне адаптировались схемы вестерна, криминального и гангстерского кино («Белое солнце пустыни», 1969; трилогия о «неуловимых», 1961 -71; «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974; «Транссибирский экспресс», 1978; «Кто заплатит за удачу», «Хлеб, золото, наган», 1981; «Шестой», 1982), в ряде ф. разрабатывалась новейшая традиция «коммандос» и «зеленых беретов» («В зоне особого внимания», 1978; «Ответный ход», 1981; «Одиночное плавание», 1985).

Лит.: Колодяжная B.C. Сов. приключенч. фильм. М., 1965; Приключенч. фильм. Пути и поиски: Сб. М., 1990.