РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В социопсихол. отношении П.Ф. отличаются компенсаторным эффектом и высокой степенью идентификации зрителей и героев. Именно поэтому П.Ф. едва ли не больше, чем др. киножанрам, присущ феномен серийности. В то же время с П.Ф. связаны достижения киноиск-ва: «Дилижанс» (реж. Д. Форд), «Леди из Шанхая» (реж. О. Уэллс), «Леди исчезает» и «К северу через северо-запад» (реж. А. Хичкок), «Хэммет» (реж. В. Вен-дерс) и др.
Осн. чертой П.Ф. является своеобразный «сдвиг» повседневности: чреватый опасностями и приключениями и влекущий за собой антинормативные действия. В качестве сдвига может фигурировать и объективная ситуация (война, рев-ция, освоение неведомых терр., природные катастрофы) и индивид. мотивы (поиски сокровищ, месть, спасение).
Наследуя антич. лит. традиции, сюжеты П.Ф. с самого начала строились вокруг необыкновенных, приподнятых над жизнью персонажей - инфернальных злодеев, гениальных преступников, пришельцев и противостоящих им мужественных, благородных героев. Позднее сформировалась и др. модель - героем становился заурядный обыватель, вовлеченный в неординарные обстоятельства. Приключенч. тенденции прослеживаются еще в ранних кинофеериях Ж. Мельеса. Первый расцвет П.Ф. в Европе пришелся на 1907-14 (франц. сериалы «Ник Картер», «Фантомас» и др.). В США зародился вестерн, восходящий к мифоэпич. канонам. Серийный амер. П.Ф. с участием Д. Фэрбенкса и Пирл Уайт завоевал мир. кинорынок в 20-е годы.