ПРИКЛАДНАЯ МУЗЫКА (нем. Gebrauchsmusik) - понятие совр. муз.
эстетики и социологии, обобщающее все те ситуации функционирования музыки,
в к-рых она как таковая не является основной целью и объектом слушательского
интереса. В колич. отношении массив П.М. значит. превосходит «музыку для
слуха», связанную с достаточно поздно сформировавшейся коммуникативно-эстетич.
установкой. В исторически и географически многообразных формах церк. ритуала,
фолькл. обряда, придворн. церемониала, повседнев. обихода эстетич. функция
муз. иск-ва отходит на второй план перед прикладными задачами, что, разумеется,
не исключает возможности выдающ. худ. достоинств предназначенных для этих
целей композиций (напр., церк. музыка И.С. Баха). С кристаллизацией в европ.
культуре нового времени концертных типов музицирования музыка неприкладного
назначения обретает в культурном самосознании эпохи наиб. высокий ценностный
статус в сравнении с разл. жанрами и формами муз. быта (танц., салон. музыкой,
шлягером и т. д.). Вместе стем складываются условия для переосмысления
функций муз. композиции (напр., знаменный распев в концертном зале или
муз. классика в качестве музыки для фигурного катания).
Совр. П.М. охватывает помимо традиц. развлекат. жанров широкий спектр
явлений, связанных с новыми технич. возможностями звуковоспроизведения:
музыка на произ-ве, сигнально-фоновые функции музыки на радио, телевидении
и т. д.