РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ПРИЧАСТИЕ

ПРИЧАСТИЕ

ПРИЧАСТИЕ ПРИЧАСТИЕ - важный термин слав.-рус. религ. традиции, имеющий два осн. значения. 1) Участие, прикосновенность к ч.-л., удел, жребий. «Кое бо причастие правде к беззаконию, или кое общение свету и тме?» (2 Кор 6:14). 2) Вкушение к.-л. пищи (здесь сущ. «причастие» и гл. «причащаться» требуют после себя род. пад.). «Но повелено, по отпущений Литургии, нечто мало причястйтись, скудно, от пищи...» (из «Исповедания Ростовского архиеп. Феодосия»). В том случае, когда вкушают не обыкновенную пищу, но «Хлеб жизни» (Иоанн 6.48), являемый христианам в установленном Спасителем Таинстве Евхаристии (Лука 22.19-20), употребляются словосочетания: «причащение Тела и Крови Господних», «приобщение евхаристических даров», «принятие Св. Тайн». Слово «П.» (причащение) обозначает как сами св. Дары, так и действие причащающего и причащающегося. Обиходное выражение «таинство причащения» является литургически неоправданным. Готовящийся к принятию и только что принявший св. Дары именуется «причастником», или «общником». «Вечери Твоей Тайныя днесь, Сыне Божий причастника мя приими... « Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко не отринул мя есй грешнаго, но общника мя быти святынь Твоих сподобил есй...» (из молитв до и после П.). Процесс приготовления к П. называется «говеньем» и состоит в посте, посещении богослужений и исполнении особого чина, именуемого «Последование перед св. причащением» (помещается в Молитвослове). Причащение клириков и мирян является конечной целью совершения таинства Евхаристии, составляющего смысловой центр Божественной Литургии. Верующий принимает св. Дары «во оставление грехов и в жизнь вечную» (слова, произносимые архиереем или священником, преподающим П.). «Отцы Церкви считали грехом, если человек был на Литургии и ушел, не причастившись. Но постепенно обычай частого П. стали забывать. Кончилось тем, что до рев-ции люди принимали св. Тайны раз в год (постом) или перед смертью. [...] В наши дни Русская Православная Церковь постепенно возвращается к практике частого П.» (Мень А., прот. Таинство, Слово и Образ. Брюссель, 1980. С. 67 - 69). Верующие причащаются в храме (церкви, молитвенном доме), во время Литургии (больных дозволено приобщать на дому т. н. «запасными Дарами»), по окончании евхаристического канона (анафоры) и общего пения молитвы «Отче наш...» Священнослужители в алтаре (как апостолы на Тайной вечере) причащаются так, как причащались все христиане др. Церкви: принимая в ладонь прав. руки св. Тело, испивают затем св. Крови непосредственно из чаши. В это время поется «причастный стих» или «причастен» («киноник»). Мирян ради удобства уже давно причащают из «лжицы». (В Католич. Церкви мирянам преподается только св. Тело - т. н. «облатка».) Младенцы в правосл. храме причащаются одной св. Кровью. По окончании П. священнослужителей Царские врата отверзаются и звучит обращенный к молящимся в храме возглас диакона: «Со страхом Божиим и верою приступите!» Стоя на амвоне со св. Чашей в руках, священник громко читает молитву св. Иоанна Златоуста («Верую, Господи, и исповедую...»), повторяемую вслед за ним верующими. «И прочитав сие исповедание, уже не так, как к иерею, но как к самому огенному серафиму, приступает каждый, готовясь раскрытыми устами принять с святой ложки тот огнепальный угль Святого Тела и Крови Господа, к-рый долженствует в нем попалить, как тленный хворост, весь черный дрязг его прегрешений, изгнав вечную ночь из души его, превратив его самого в просветленного серафима» (Гоголь Н. Размышления о Божественной Литургии). После принятия св. Тайн, в воспоминание др.-христ. братских трапез, причастникам дают «теплоту», или «запивку» (вино, разбавленное водой) и частичку просфоры. Лит.: Туницкий Н. Древние сказания о чудесных явлениях Младенца Христа в Евхаристии //Богосл. Вести. 1900. № 5; Соколов П. Агапы или вечери любви в древнехристианском мире. Сергиев Посад, 1906; Сове Б. Евхаристия в древней Церкви и современная практика // Живое предание. Париж, 1937; Афанасьев Н., прот. Трапеза Господня. Париж, 1952.

ПРИЧАСТИЕ

Причастие.