ПРИЧАСТИЕ - важный термин слав.-рус. религ. традиции, имеющий
два осн. значения. 1) Участие, прикосновенность к ч.-л., удел, жребий.
«Кое бо причастие правде к беззаконию, или кое общение свету и тме?» (2
Кор 6:14). 2) Вкушение к.-л. пищи (здесь сущ. «причастие» и гл. «причащаться»
требуют после себя род. пад.). «Но повелено, по отпущений Литургии, нечто
мало причястйтись, скудно, от пищи...» (из «Исповедания Ростовского архиеп.
Феодосия»). В том случае, когда вкушают не обыкновенную пищу, но «Хлеб
жизни» (Иоанн 6.48), являемый христианам в установленном Спасителем Таинстве
Евхаристии (Лука 22.19-20), употребляются словосочетания: «причащение Тела
и Крови Господних», «приобщение евхаристических даров», «принятие Св. Тайн».
Слово «П.» (причащение) обозначает как сами св. Дары, так и действие причащающего
и причащающегося. Обиходное выражение «таинство причащения» является литургически
неоправданным. Готовящийся к принятию и только что принявший св. Дары именуется
«причастником», или «общником». «Вечери Твоей Тайныя днесь, Сыне Божий
причастника мя приими... « Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко не отринул
мя есй грешнаго, но общника мя быти святынь Твоих сподобил есй...» (из
молитв до и после П.). Процесс приготовления к П. называется «говеньем»
и состоит в посте, посещении богослужений и исполнении особого чина, именуемого
«Последование перед св. причащением» (помещается в Молитвослове). Причащение
клириков и мирян является конечной целью совершения таинства Евхаристии,
составляющего смысловой центр Божественной Литургии. Верующий принимает
св. Дары «во оставление грехов и в жизнь вечную» (слова, произносимые архиереем
или священником, преподающим П.). «Отцы Церкви считали грехом, если человек
был на Литургии и ушел, не причастившись. Но постепенно обычай частого
П. стали забывать. Кончилось тем, что до рев-ции люди принимали св. Тайны
раз в год (постом) или перед смертью. [...] В наши дни Русская Православная
Церковь постепенно возвращается к практике частого П.» (Мень А., прот.
Таинство, Слово и Образ. Брюссель, 1980. С. 67 - 69). Верующие причащаются
в храме (церкви, молитвенном доме), во время Литургии (больных дозволено
приобщать на дому т. н. «запасными Дарами»), по окончании евхаристического
канона (анафоры) и общего пения молитвы «Отче наш...» Священнослужители
в алтаре (как апостолы на Тайной вечере) причащаются так, как причащались
все христиане др. Церкви: принимая в ладонь прав. руки св. Тело, испивают
затем св. Крови непосредственно из чаши. В это время поется «причастный
стих» или «причастен» («киноник»). Мирян ради удобства уже давно причащают
из «лжицы». (В Католич. Церкви мирянам преподается только св. Тело -
т.
н. «облатка».) Младенцы в правосл. храме причащаются одной св. Кровью.
По окончании П. священнослужителей Царские врата отверзаются и звучит обращенный
к молящимся в храме возглас диакона: «Со страхом Божиим и верою приступите!»
Стоя на амвоне со св. Чашей в руках, священник громко читает молитву св.
Иоанна Златоуста («Верую, Господи, и исповедую...»), повторяемую вслед
за ним верующими. «И прочитав сие исповедание, уже не так, как к иерею,
но как к самому огенному серафиму, приступает каждый, готовясь раскрытыми
устами принять с святой ложки тот огнепальный угль Святого Тела и Крови
Господа, к-рый долженствует в нем попалить, как тленный хворост, весь черный
дрязг его прегрешений, изгнав вечную ночь из души его, превратив его самого
в просветленного серафима» (Гоголь Н. Размышления о Божественной Литургии).
После принятия св. Тайн, в воспоминание др.-христ. братских трапез, причастникам
дают «теплоту», или «запивку» (вино, разбавленное водой) и частичку просфоры.
Лит.:
Туницкий
Н. Древние сказания о чудесных явлениях Младенца Христа в Евхаристии //Богосл.
Вести. 1900. № 5; Соколов П. Агапы или вечери любви в древнехристианском
мире. Сергиев Посад, 1906; Сове Б. Евхаристия в древней Церкви и современная
практика // Живое предание. Париж, 1937; Афанасьев Н., прот. Трапеза Господня.
Париж, 1952.