РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ПРЕЛЮДИЯ, прелюд

ПРЕЛЮДИЯ, прелюд

ПРЕЛЮДИЯ, прелюд ПРЕЛЮДИЯ, прелюд (ср.-век. лат. praeludium от praeludo - играю предварительно, на пробу; итал. preludio, англ. prelude, нем. Praludium, Vorspiel) - жанр инстр. музыки, связ. с традициями исполнит. импровизации и представлявший собой в 15 - 16 вв. свободное инстр. (клавирное, органное или лютневое) вступление к катол. или протестант. хоралу, мотету, мадригалу и т. д., подготавливающее тональность последующей композиции и создающее контраст ее структурной оформленности. Генетич. память жанра сохраняется и в П. эпохи барокко, к-рыми открываются дву- и многочастные циклы (П. и фуга, сюита), хотя оппозиция бесструктурности - структурности реализуется здесь в условиях полной письм. фиксации муз. текста и воплощается через разл. типы фактурной орг-ции материала (напр., гомофонная или фигурационная П. и полифонич. фуга). Новый этап в истории жанра связан с эпохой романтизма, открывшего эстетич. ценность фрагмента как способа запечатлеть неповторимое эмоц. переживание. В этих условиях П. становится одним из центр. жанров малых форм, на основе к-рого создаются циклич. композиции с полным охватом тонального круга, - полнота эмоц. космоса воплощается в полноте космоса тонального (фп. циклы П. Ф. Шопена, К. Дебюсси, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, Д.Д. Шостаковича и др.). В творчестве композиторов 20 в. реанимируется вся историч. типология жанровых функций: П. трактуется и как вступление, и как самостоят. пьеса, и как развернутая композиция.