ПРЕЛЮДИЯ, прелюд (ср.-век. лат. praeludium от praeludo - играю
предварительно, на пробу; итал. preludio, англ. prelude, нем. Praludium,
Vorspiel) - жанр инстр. музыки, связ. с традициями исполнит. импровизации
и представлявший собой в 15 - 16 вв. свободное инстр. (клавирное, органное
или лютневое) вступление к катол. или протестант. хоралу, мотету, мадригалу
и т. д., подготавливающее тональность последующей композиции и создающее
контраст ее структурной оформленности. Генетич. память жанра сохраняется
и в П. эпохи барокко, к-рыми открываются дву- и многочастные циклы (П.
и фуга, сюита), хотя оппозиция бесструктурности - структурности реализуется
здесь в условиях полной письм. фиксации муз. текста и воплощается через
разл. типы фактурной орг-ции материала (напр., гомофонная или фигурационная
П. и полифонич. фуга). Новый этап в истории жанра связан с эпохой романтизма,
открывшего эстетич. ценность фрагмента как способа запечатлеть неповторимое
эмоц. переживание. В этих условиях П. становится одним из центр. жанров
малых форм, на основе к-рого создаются циклич. композиции с полным охватом
тонального круга, - полнота эмоц. космоса воплощается в полноте космоса
тонального (фп. циклы П. Ф. Шопена, К. Дебюсси, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова,
Д.Д. Шостаковича и др.). В творчестве композиторов 20 в. реанимируется
вся историч. типология жанровых функций: П. трактуется и как вступление,
и как самостоят. пьеса, и как развернутая композиция.