ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСКИЕ - определенные дни церк. календаря, отмечаемые
богослужениями, носящими индивидуальный литургич. хар-р. Это зафиксировано
в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения,
а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель
и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых
этапов истории Спасения, которая воплощена гл. обр. в событиях земной жизни
Иисуса Христа (Спасителя) и Девы Марии - реальной соучастницы этого богочеловеческого
процесса. Отсюда исключительное место в календаре посвященных им праздников.
Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых
циклов - неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного).
Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по
числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному
гражданскому необходима поправка: n + 13 дней - для 20-21 вв.). Праздники
второго - только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся
точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается
в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 22 марта/4 апреля - до 25
апреля/8 мая. Важнейшие праздники современного православного календаря
именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять -
"двенадцать"). (Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной
классификации.) Девять из них относятся к минейному циклу и называются
«неподвижными» («непереходящими»): Рождество Богородицы (8/21 сент.), Воздвижение
Креста Господня (14/27 сент.), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21
нояб./ 4 дек.), Рождество Христово (25 дек./ 7 янв.), Богоявление, или
Крещение Господне (6/19 янв.), Сретение Господне (2/15 февр.), Благовещение
Пресвятой Богородице (25 марта/ 7 апр.), Успение Богородицы (15/ 28 авг.).
Три праздника принадлежат к триодному циклу и именуются «подвижными» («переходящими»):
Вход Господень в Иерусалим, или Вербное Воскресенье (в воскресенье, предшествующее
Пасхе), Вознесение Господне (40-й день от Пасхи, в четверг) и День Святой
Троицы, или Пятидесятница (50-й день от Пасхи, в воскресенье). Праздники,
посвященные Господу Иисусу Христу, называются «господскими», а посвященные
Богородице - «богородичными». При этом Сретение и Благовещение (день Зачатия
Господа) имеют в современном Уставе двойственный, «господско-богородичный»
статус. Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают
праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К
ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октяб.), Обрезание Господне
и память св. Василия Великого (1/ 14 янв.). Рождество Иоанна Крестителя
(24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12
июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 авг./ 11 сент.), а также,
согласно некоторым старым календарям, преставление (кончина) ап. Иоанна
Богослова (26 сент. /9 окт.), память свят. Николая, архиеп. Мир Ликийских
(6/19 дек.) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22
мая). Все др. многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий
праздник - Собор архистратига Михаила, 8/21 нояб.), святым ветхозаветным
и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской
и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей. Постоянная
канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христ. календаря.
В церк. Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на
пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что
и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный
праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в
богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности
может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном
уровне скромный литургич. статус. Общими для всех христиан праздниками
являются прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве
особого календарного торжества, не имеет Армянская и др. монофизитские
церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных
и католиков (определяясь теми же событиями Священной истории), но различаются
датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также хар-ром совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: вост. - на З., зап. - на В. (Василий
Великий - Амвросий Медиоланский и др.). Но святые одной Церкви, жившие
после разделения Церквей (1054), не вносятся в святцы другой (Сергий Радонежский
почитается только у православных; Франциск Ассизский - только у католиков).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют
в своих календарях и соответствующих им праздников. Изучением праздников
в контексте общего процесса формирования церк. календаря занимается эортология
(букв. «праздниковедение») - вспомогательная историческая дисциплина, один
из разделов академич. литургики. Богослужебные тексты содержатся в Минее
Служебной, в 12 тт. (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной
(для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисл. изд. служб отдельным
праздникам, часто содержащих ист. справки, комментарии, нотацию и иные
приложения.
ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСКИЕ. Троицын день. Худ. Б. Кустодиев. 1922
Изд. и лит.: Сборник суточных церк. служб, песнопений главнейших
праздников и частных молитвословий Православной Церкви на рус. яз. / [Сост.]
свящ. В. Адаменко. Ниж. Новгород, 1926 (Репринт. изд. Париж, 1989); Иудейские
и христ. праздники суть памятники истины (без подп.) // Христ. Чтение.
1821. Т. 4, кн. 10; Дебольский Г., прот. Дни богослужения Православной
Кафолической Вост. Церкви. 10-е изд. СПб., 1901; Рашковский Е.Б. «С высоты
Востока...»: Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении.
М., 1993; Сергий (И.А. Спасский), архиеп. Владимирский. Полный Месяцеслов
Востока: В 2 т. 2-е изд. Владимир, 1901 (В 3 т. Репринт. изд. М., 1997);
Христианство: Энцикл. словарь: В 3 т. М., 1993-95. Т. 3. С. 560-761.