РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Осн. лингвистич. идеи П.Л.К. были сформулированы в тезисах, представленных на 1-й съезд славистов, в к-рых язык определялся как «система средств, служащая какой-то определенной цели». Развивая идеи Ф. де Соссюра и И.А. Бодуэна де Куртене, члены П.Л.К. разработали понятие язык. системы, образуемой язык. единицами, сущность к-рых составляет то, что отличает эти язык. единицы друг от друга. наиб. последовательно эти идеи были развиты Н.С. Трубецким и P.O. Якобсоном при разработке теории фонемы как пучка различительных (дифференциальных) признаков. Одно из осн. понятий П.Л.К. - понятие язык. функции, понимаемой как целевая установка.
Наиб. значительны достижения П.Л.К. в изучении звукового строя языка. Осн. заслугой пражской школы (и прежде всего Трубецкого) является учение о фонеме как о члене смысло-различит. оппозиций, учение о нейтрализации оппозиций, определение различит. признаков из оппозиций. П.Л.К. не только эксплицировал системность звукового строя в синхронии, но и выдвинул идею о системности звуковых изменений (Якобсон). В грамматике осн. достижения пражцев связаны с разработкой проблем коммуникативной функции языка. В. Матезиус ввел понятие актуального членения предложения. Много внимания уделялось изучению поэтич. языка, осн. положения теории «поэтич. языка» сложились под влиянием Якобсона и рус. «формальной школы».
Идеи П.Л.К. оказали и в значит. степени продолжают оказывать влияние на совр. филол. науку (прежде всего их теория фонологии и актуального членения предложения).
Лит.: Пражский лингв. кружок. М., 1967.