РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Неопозитивизм развивает две осн. идеи. Первая - это идея логич. анализа языка как осн. метода философии. В кач. инструмента анализа используется математич. логика: для анализа «филос. проблемы» эта проблема должна «моделироваться» в терминах ма-тем. логики, а затем подвергаться анализу в терминах металогики. Вторая - это идея анализа естеств. языка средствами «здравого смысла» (иначе говоря, средствами того же самого естеств. языка). Для обоих видов анализа основополагающими были идеи Л. Витгенштейна (1889-1951) (для первого - идеи «раннего Витгенштейна», для второго - «позднего Витгенштейна»). Если «ранний Витгенштейн» для «стерилизации философии» ставил задачу построения идеального (совершенного) языка математич. логики, то «поздний Витгенштейн» пришел к выводу о том, что попытки построения идеального языка бесполезны и ошибочны; нужно бороться со сложностями, связанными с обыд. языком и приводящими к «метафизич. проблемам», средствами самого обыд. языка - путем описания его фактич. употребления («языковых игр»). Если «ранний Витгенштейн» считал, что филос. проблемы - результат сложности самого обыд. языка, то «поздний Витгенштейн» пришел к мнению, что филос. проблемы - результат особого, «философского» подхода к языку, к-рый сам по себе хорош - удобен, гибок, вполне удовлетворительно обслуживает потребности реальной жизни. Хотя неопозитивизм в результате выяснения логич. необоснованности его осн. «догм» лишился той популярности в кругах иссл. философии науки, к-рой он пользовался раньше, тем не менее его влияние до сих пор в той или иной мере сказывается на мн. совр. иссл. логики и методологии науки, ее истории, функционирования и развития в «постпозитивизме».
«Первый П.», его осн. идеи и принципы были подвергнуты основат. критике уже в философии Вл.С. Соловьева и позднее ведущими предст. рус. религ. философии (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский и др.). Однако он оказал серьезное влияние на таких «властителей дум» своего времени, как П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский, а также на ряд менее именитых и известных мыслителей (Г.Н. Вырубов, Е.В. де Роберти, М.М. Троцкий, Н.М. Коркунов и др.).
«Второй П.» существенно повлиял на филос. и социологич. теории видных с.-д. (эмпириомонизм А.А. Богданова, эмпириосимволизм и т. п.), к-рые были подвергнуты резкой критике в кн. В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909).
Идеи «третьего» и «четвертого» П. вызвали широкую полемику и противоречивые оценки как со стороны марксистской философии в целом, так и в работах сов. и совр. отеч. философов, посв. логике и методологии науч. иссл. и филос. вопросам естествознания.