РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
П. является центр. персонажем родильного обряда, она перерезает и перевязывает пуповину, совершает все действия с последом (отсюда названия «пупорезка», «пуповязница»), моет роженицу и ребенка (в разные моменты обряда). Обычно она живет у роженицы 3 дня (или в течение этих 3-х дней постоянно приходит), может замещать се в домашней работе, пока та не встанет. Конец этого периода часто оказывается уже после крестин, хотя возможна и иная последовательность. В любом случае в крестинах повитуха играет значит. роль, она руководит всей внецерк. частью ритуала. В случае если при родах ребенку угрожала опасность не выжить, повитуха могла и крестить его, причем церковь это санкционировала, и ребенок считался крещеным, его хоронили нормально, а не как заложного покойника. Участвует она и в свадьбах принятых ею детей (кое-где в том случае, если повитуха не дожила до такой свадьбы, то на свадьбе сидит ее дочь). Вообще считается, что человека связывают с принимавшей его бабкой какие-то особые отношения, но за пределами родин и крестин (и названных случаев с приглашением на свадьбу, а иногда и на др. семейные праздники) они, кажется, выражались только в обращениях «бабушка» и «внуки».
Связь родин со свадьбой, вообще вполне естественная, любопытно проявляется и в терминологии, связанной с повитухой. Ее занятие описывается глаголом «бабиться», «бабить», между тем «обабить» - в свадьбе - один из терминов, обозначающих обряд, именуемый также «окручиванием» и т. п. Сам глагол «повивать» находит ряд корневых соответствий в свад. обряде (ср. повой - «женский головной убор», откуда - под повой ушла - «вышла замуж», повивать может значить «плести косу», ср. в девичной песне: «стали мою косыньку вить-повивать»). Любопытно, что если повитуху зовут не к началу родов, а уже после них (т. к. послеродовой период считался более опасным для роженицы), то ее действия post factum назывались «прибабить ребенка», точно также во время венчания могли привенчивать детей, рожденных до брака.
Согласно одним представлениям повитуха более грешна, чем обычные люди (роды как «нечистое» занятие), по др., наоборот, за нее молятся дети и она будет избавлена от наказания на том свете. Во всяком случае поведение повитух даже и вне обряда очень регламентировано, они должны строже поститься и т. п., иначе к ним не обратятся при родах. Характерно, что повитуха не должна делать аборты (даже если бабки это умеют делать, то не те, к-рые «бабятся») и обмывать покойников, иначе будут умирать принятые ею дети.
У повитух своя покровительница «бабушка Соломонида». Согласно апокрифу (отраженному и в иконописной традиции) она принимала Иисуса, этот мотив широко отражен в заговорах, прежде всего тех, к-рые произносят повитухи при родах (другие заговоры могут строиться по схеме: «не я тебя... [принимала, мыла], бабушка Соломонида»). Существует и специальный день повитух, его справляют на 2-й день после Рождества.