РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ПОРТРЕТ

ПОРТРЕТ

ПОРТРЕТ ПОРТРЕТ (франц. portrait, от устар. portraire - изображать) - изображение существующего в действительности чел. или группы людей; жанр живописи, скульптуры, графики. П. создает и передает облик чел. индивидуальности не только через внеш. сходство, но и запечатлевая дух. мир человека. Большое значение при создании П. имеет творч. манера, худож. характер трактовки образа. П. также отражает черты определ. эпохи, народа, соц. среды и т. д. Различают станковые П. (картины, бюсты и др.) и монум. П. (фрески, мозаики, статуи), парадные и интимные П. Специфич. жанром П. является автопортрет. П. также делятся на индивид., двойные, групповые. В П. часто присутствуют эл-ты др. жанров изобр. иск-ва (пейзажа, в т. ч. арх. пейзажа, и др.). Особыми жанрами являются П. - тип и шарж. В России история П. начинается с 17 в., с появления П.-парсун, опиравшихся на традиции рус. иконописи. В 18 в. развивается советский станковый П. (работы И.Н. Никитина, A.M. Матвеева, А.П. Антропова, И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского), создаются скульпт, П. (пластика Ф.И. Шубина), а также гравюры (Е.П. Чемисов). Романтич. период в рус. портретной живописи связан с творчеством О.А. Кипренского, К.П. Брюлова, В.А. Тропинина, а во 2-й пол. 19 в. - передвижников В.Г. Перова, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге, И.Е. Репина и др. В кон. 19 - нач. 20 в. в рус. П. идеи реализма сочетаются с новейшими открытиями изобр. иск-ва (напр., черты иск-ва «модерн» в портретной живописи В.А. Серова, символизма в П. М.А. Врубеля и т. д.). После рев-ции 1917 в жанре П. работали И.Д. Шадр, Г.Г. Ряжский, А.Н. Самохвалов, С.В. Герасимов, М.С. Сарьян, В.И. Мухина, Ф.А. Фаворский, Г.С. Верейский, И.И. Бродский, A.M. Герасимов, В.П. Ефанов и др.

ПОРТРЕТ

Портрет Д. В. Веневитинова. Худ, А. Лагрене. 1826