ПОРТРЕТ (франц. portrait, от устар. portraire - изображать) -
изображение существующего в действительности чел. или группы людей; жанр
живописи, скульптуры, графики. П. создает и передает облик чел. индивидуальности
не только через внеш. сходство, но и запечатлевая дух. мир человека. Большое
значение при создании П. имеет творч. манера, худож. характер трактовки
образа. П. также отражает черты определ. эпохи, народа, соц. среды и т.
д. Различают станковые П. (картины, бюсты и др.) и монум. П. (фрески, мозаики,
статуи), парадные и интимные П. Специфич. жанром П. является автопортрет.
П. также делятся на индивид., двойные, групповые. В П. часто присутствуют
эл-ты др. жанров изобр. иск-ва (пейзажа, в т. ч. арх. пейзажа, и др.).
Особыми жанрами являются П. - тип и шарж. В России история П. начинается
с 17 в., с появления П.-парсун, опиравшихся на традиции рус. иконописи.
В 18 в. развивается советский станковый П. (работы И.Н. Никитина, A.M.
Матвеева, А.П. Антропова, И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого,
В.Л. Боровиковского), создаются скульпт, П. (пластика Ф.И. Шубина), а также
гравюры (Е.П. Чемисов). Романтич. период в рус. портретной живописи связан
с творчеством О.А. Кипренского, К.П. Брюлова, В.А. Тропинина, а во 2-й
пол. 19 в. - передвижников В.Г. Перова, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге, И.Е. Репина
и др. В кон. 19 - нач. 20 в. в рус. П. идеи реализма сочетаются с новейшими
открытиями изобр. иск-ва (напр., черты иск-ва «модерн» в портретной живописи
В.А. Серова, символизма в П. М.А. Врубеля и т. д.). После рев-ции 1917
в жанре П. работали И.Д. Шадр, Г.Г. Ряжский, А.Н. Самохвалов, С.В. Герасимов,
М.С. Сарьян, В.И. Мухина, Ф.А. Фаворский, Г.С. Верейский, И.И. Бродский,
A.M. Герасимов, В.П. Ефанов и др.