ПОНОМАРЬ (искаженное «парамонарь», от греч. - пребывание, нахождение)
- церк. причетник, низший служитель («дьячок»), первоначально выполнявший
функцию сторожа священных мест и монастырей (вне и внутри ограды). О П.
упоминается во 2-м правиле 4-го Вселенского собора 451. В лат. переводе
церк. правил - «мансионарий», привратник в храме. Григорий Великий считает
его обязанностью возжжение светильников при богослужении и называет «хранителем
церкви». Возможно, в древности визант. П. соответствовал западному виллику
(«управляющий», «распорядитель») - лицу, распоряжавшемуся при богослужении
выбором и употреблением церк. вещей (наш позднейший ризничий, или сакелларий).
Согласно «Учительному известию» слав. Служебника (называющего П. «служителем
алтаря») его обязанности состоят в том, чтобы «...вносить в алтарь просфоры,
вино, воду, фимиам и огонь, возжигать и гасить свечи, приготовлять и подавать
иерею кадильницу и теплоту, часто и с благоговением убирать и очищать весь
алтарь, а также полы от всякой грязи и стены и потолок от пыли и паутины»
(Служебник. М., 1977. Ч. 2. С. 544-545). В Типиконе П. называется «параекклисиархом»
или «кандиловозжигателем». Сев. (левые) двери иконостаса, ведущие в ту
часть алтаря, где находятся указанные пономарские принадлежности и к-рыми
преимущественно пользуются П., называются поэтому «пономарскими». В настоящее
время в Православной церкви особой должности II. не существует: в монастырях
обязанности П. в основном лежат на послушниках и простых монахах (не имеющих
рукоположения), а в приходской практике распределяются между чтецами, алтарниками,
сторожами и уборщицами. От слова П. происходит выражение «читать как пономарь»
и именование помещения сторожа при храме - «пономарка».