ПОНЕВА - домотканая шерстяная или полушерстяная клетчатая юбка.
В 19-20 вв. П. получила распространение на юге России. Первоначально П.
символизировала совершеннолетие девушки. Впервые ее надевали в 15-16 лет
в день именин, на Пасху или Троицу. До этого возраста девушки ходили в
одних рубахах с поясом. Позднее обряд надевания П. был приурочен к свадьбе,
а П. служила отличит. чертой одежды замуж. женщины. П. различались по крою,
характеру ткани и технике изготовления. наиб. древний тип П. - «разнополка»,
«растополка», «распашная», к-рая шилась из трех полотнищ (одно сзади, два
других по бокам). Праздничные П. украшались нашивками, вышивками, блестками
и пуговицами, а иногда даже бубенчиками. Выходя замуж, девушка должна иметь
П. на всю оставшуюся жизнь. В будни молодые женщины носили легкие шерстяные
П. с шашечным узором красного цвета из ткани простого переплетения - «простушки».
Будничные П. обычно не украшались, за исключением тесьмы, пришитой по краю
подола. В праздники молодые женщины носили браные П. с блестками. Больше
украшений имела П. замужней женщины, к-рую она носила до появления первого
ребенка. С возрастом кол-во украшений на П. уменьшалось. Пожилые женщины
носили П. с белью (клетка образуется тремя белыми нитями в основе и в утке,
окаймленными одной красной и двумя зелеными нитями на синем поле). «Горемычную»
П. с белой холщевой прошвой надевали в случае смерти кого-либо из родных.
В «печальной» (без украшений) П. была невеста на свадьбе и только молодухой
начинала носить браную П., украшенную нашивками позумента, кумача, лент
и блесток. В нек-рых уездах Рязанской губ. носили гофрированные П. Сшитую
П. складывали по клеткам, перевязывали тонкой веревочкой и клали под горячий
хлеб - получались складки, к-рые не расходились.