ПОМПЕЙСКИЙ СТИЛЬ - один из арх. стилей 1830-40-х гг. эпохи историзма.
Романтич. вариант осмысления антич. наследия. Основан на архитектуре, скульптуре
и декоративной росписи, найденных при раскопках Помпеи и Геркуланума. Первым
к ним обратился Ч. Камерон (1780-е гг.) в композиции Терм и отделке интерьеров
для Екатерины II, но тогда это казалось естеств. проявлением классич. традиций.
Пользуясь арх. элементами, подобными классич., мастера П.С. добивались
новых эффектов в композиции и декоре. Постройки П.С. принципиально асимметричны
и разновысоки, что было невозможно в классицизме. В России инициатором
П.С. был арх. А.П. Брюллов. В 1829 он издал альбом «Термы Помпеи» и в 1836-39
оформил Помпейскую столовую в Зимнем дворце (не сохр.). Ее стены были украшены
в подражание помпейским, изготовлены специальная мебель и светильники.
В 1839-44 А.И. Штакеншнейдер оформляет в П.С. интерьеры Мариинского дворца
и усадьбы «Сергиевка» в Петергофе (для вел. кн. Марии Николаевны), композиция
и фасады к-рой тоже напоминают римские виллы. В 1844 в Петергофе им же
был выстроен Царицын павильон, архитектура к-рого в точности повторяла
помпейские виллы. В нем был атриум с мозаичными полами, для большей выразительности
в парке разбросаны подлинные античные обломки. Для павильона на Имп. фарф.
з-де сделан сервиз в виде античных чернофигурных сосудов. В дальнейшем
П.С. как целостность исчезает, но отд. предметы и детали встречаются в
эклектичных постройках.