ПОЛОНСКИЙ Як. Петр. (1819-98) - писатель. Из дворян. Окончил
Ряз. г-зию (1831-38) и юрид. ф-т Моск. ун-та (1838-44). Жил в Одессе (до
1846; этот период жизни П. отразился в ром. «Дешевый город», 1879) и Тифлисе
(до 1857), где служил в канц. наместника М.С. Воронцова и был пом. ред.
газ. «Закавказский вестник» (1848-50). В 1858-60 -ред. ж. «Рус. слово»,
в 1860-96 служил в К-те иностр. цензуры и Совете Гл. управления по делам
печати. Лирика II. 1840-х гг. (сб-ки «Гаммы», 1844 и «Стихотворения 1845
года», 1846) замыкается в кругу традиц. для романтизма тем и мотивов, но
они иногда приобретают тот особый психологизм и конкретность, благодаря
к-рым вскоре имя П. станет прочно связываться с бытовым романсом ( «Встреча»,
« Зимний путь», «Пришли и стали тени ночи...»). Особое место в истории
рус. лирики занимает сб. П. «Сазандар» (1849): в отличие от романтиков,
А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, для к-рых Кавказ был во мн. темой экзотич.,
в сб. П. он предстает как реальный, бытовой мир, со своей культурой, обычаями
и нравами. Сб-ки стихотворений П. 1855 и 1859, поэма «Кузнечик-музыкант»
(1859) были сочувственно приняты критикой. П. не примкнул ни к одной из
обществ. партий, сотрудничал в «Современнике», «Отеч. записках», «Времени»
и «Эпохе», хотя и отдал дань соц. темам (пьеса «Разлад», 1864 - о польск.
восст., и т. д.). Они все большее место занимают в его творчестве 1870-х
гг. (сб. «Скопы», 1871 идр., ром. «Признания Сергея Чапыгина», 1867; «Женитьбы
Атуева», 1869 и др.) и вызывают упреки в эклектизме. В 1880-90-х гг. к
П. приходит признание. Сб-ки «На закате» (1881) и «Вечерний звон» (1890)
воскрешают темы его ранней лирики и органично вписываются в «старческую»
лирику («Последние песни» Н.А. Некрасова, «Вечерние огни» А.А. Фета и др.),
а на «пятницы» в его доме собираются писатели разных поколений. П. воспринимается
как патриарх рус. поэзии. На стихотворения П. написано ок. 130 романсов
и песен (П.И. Чайковский, А.С. Даргомыжский, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов
и др.), особенно популярными стали «Песня цыганки» («Мой костер в тумане
светит...»), «Узница» («Что мне она! - не жена, не любовница...»), «Затворница»
(«Водной знакомой улице...»).